Краткий обзор 102 мм FPL53 дублета F7 из линии Photo Line
История
Продвижение на рынок этого телескопа (точнее трубы в сборе) китайского производства на сегодня очень типичное. Продавец сразу стреляет по двум зайцам декларируя в составе дублета и лучшее на сегодняшний день японское ED стекло FPL53, и столь завлекательное лантановое стекло. С учетом не слишком форсированного относительного отверстия (всего 1:7) такой состав и качество стекол практически гарантирует хорошее подавление вторичного спектра с минимальными артефактами. В проекте - получается почти идеальный визуальный инструмент за сравнительно небольшие деньги <1000$. Очень интересный инструмент... при условии, конечно, что он хорошо сделан. Тут уже смотрим на репутацию всей линейки Photo Line - и пока об этих инструментах слышим только хорошее.Что обещает продавец:
- Входную апертуру 102 мм - очень неплохо для мобильного телескопа
- Фокусное расстояние 711 мм - относительное фокусное F7
- Оправу объектива с температурной коррекцией - есть шанс что на морозе линзы не будут пережиматься
- Лучшую коррекцию хроматизма по сравнению с другими одноклассниками
- Ускоренный по сравнению с триплетом выход в температурное равновесие при выносе из теплого помещения на наблюдательную площадку - понятно, что это не уникальное свойство именно этого телескопа, все дублеты в этом отношении имеют преимущество перед триплетами
- Светозащитные диафрагмы внутри трубы для улучшенного контраста изображения
- Регулируемый 2.5" фокусер на шарикоподшипниках, косозубой рейкой, с возможность вращения узла вокруг оси трубы для лучшей ориентации камеры и ручек фокусера и ручкой микрофокусировки
- М63х1 резьбу для крепления камер с большим приемником, так-же как 2" и 1.25" переходники
- Вынос фокуса 123 мм от 2" посадки и 161 мм от фланца M63x1
- Кольца и планку "ласточкин хвост" для крепления к монтировке
- Выдвижную бленду
- TSFlat2 - 2" корректор поля (исправление кривизны и астигматизма присущей всем однокомпонентным инструментам) под APS-C формат кадра
- TSFlat2,5 - 2.5" корректор поля (исправление кривизны и астигматизма присущей всем однокомпонентным инструментам) для FF-формата приемника (35х24 мм)
- TSRed279 - 2" редуктор (исправление полевых аберраций + сокращение фокусного расстояния до 564 мм, а относительного фокусного до F5.5) под APS-C формат кадра
- TSRed379 - 3" редуктор (так-же исправление полевых аберраций + сокращение фокусного расстояния до 564 мм) для FF-формата приемника (35х24 мм)
Упаковка
Телескоп по прибытии упакован очень добротно. Огромная коробка из двойного коричневого гофрокартона, в ней в куче пенопластового наполнителя вторая коробка размерами 700х225х270 мм из такого-же крепкого двойного гофрокартона, а в ней - третья коробка уже из ординарного гофрокартона! И только в третьей сам инструмент в пенополиэтиеновых вставках. Упаковано на совесть, несмотря на вмятины на наружной коробке. Масса всей тары с трубой телескопа внутри чуть более 6 кг.Труба
С точки зрения оформления механики труба выполнена отлично. Строгий черно-белый дизайн. Как и обещано - труба, сдвижная бленда, реечный косозубый фокусер, переходники на 2" и 1.25", крепежные кольца и планка с виксеновским профилем "ласточкин хвост" + металлическая крышка на бленду и пластмассовая заглушка в 1.25" переходник. Труба в сборе имеет массу 4140 грамм + 90 гр. крышка на бленду. Минимальный продольный габарит трубы 600 мм- +135 мм на выдвижение бленды
- +90 мм на выдвижение подвижной трубки фокусировщика
- -10 мм на толщину/высоту переходника на 1.25"
- -35.7 мм на толщину/высоту переходника на 2" (от резьбы М63х1)
- -16 мм на бленду (если ее снять).
- Ø121 мм по бленде
- Ø105 мм по трубе
- 144х134 мм по кольцам
- Ø83 мм по корпусу фокусера
- Ø73 мм фланцу фокусера
- 146 мм ручкам фокусировщика
Бленда
Белая, с логотипом TS Optics и линейки Photoline, наружными габаритами Ø121х215 мм с аккуратными черными фланцами. Выдвигается таким образом что глубина залегания линз объектива увеличивается с 25 мм до 160 мм. Внутренний диаметр 110 мм с черным матовым окрашиванием. Бленда ходит по трубе достаточно легко, но без самопроизвольного проскальзывания. Снять бленду с установочного фланца я без приложения чрезмерной силы не смог.
Оправа объектива
Черная со световым диаметром Ø102 мм, c белой надписью по кругу "TS Photoline Apo 102 mm f/7" на торцевом кольце. Регулировки линз, если они есть - спрятаны под блендой, их просто так не достать.
Передняя крышка
Черная, металлическая с гладкой внутренней посадкой на Ø122 и прокладкой внутри из белого искусственного фетра. Снимается/одевается легко, нет склонности к перекашиванию, держится достаточно надежно.
Линзы
Бликуют тремя поверхностями (два от наружной и внутренней поверхности, один - сдвоенный - от воздушного промежутка), цвет блика типовой - зеленый. Первая линза положительная из ED стекла. Лантановая отрицательная линза - внутри. Интересно, что проба лазерным лучом показала, что светорассеивание больше на второй (внутренней) линзе, то есть качество ED стекла фронтального компонента реально высокое. Замеренная апертура 102 мм - без внутренних срезаний.
Труба
Труба имеет внутри 4 светозащитных диафрагмы, но в части светозащиты они "протекают" - их положение и диаметр, похоже, рассчитаны на больший внутреннего диаметра трубы.
Фокусер
Внутренний диаметр подвижной трубки фокусера Ø56.5 мм, ее полный ход 90 мм, один оборот черных (ординарных) ручек фокусера смещает подвижную трубку на 22 мм, а вот золотистой ручке микрофокусера требуется сделать 9 и 1/2 для того, чтобы произвести полный оборот основных ручек, то есть один полный оборот ручки микрофокусера смещает трубку примерно на 2.3 мм. Внутри трубки фокусировщика вдоль всей длины - гребни светозащитных диафрагм. Снаружи - по черному лаку нанесена белая шкала от 0 до 90 мм. Вынос фокуса от 2" торца примерно 150 мм (хм... против 123 мм в спецификациях).
Корпус фокусера с некоторым разумным усилием может вращается вокруг оси трубы, фиксируется вручную винтом с головкой с прямой накаткой. Усилие вращения регулируется тремя утопленными латунными винтами с прямым шлицем.
На корпусе фокусера (окрашенном белым) две пары заглушек для крепления башмаков искателя и/или гида. Кроме того, имеются винты наладки хода фокусера, но мне их трогать не понадобилось - фокусер ходил хорошо, уходя центра поля зрения с оси не наблюдалось, а косозубая шестерня/рейка обеспечивала точное позиционирование приемника (окуляра), без люфтов, запаздывания и поперечных смещений.
На поперечной балке фокусировщика снизу имеется винт фиксации достигнутого фокуса. Интересно, что его затягивание не смещает фокуса и не приводит к перекосу фокальной плоскости.
Довольно массивный черный 2" адаптер крепится на трубке фокусера по наружной резьбе М63х1. 2" посадка имеет внутри латунное компрессионное кольцо, фиксация оборудования в нем достигается тремя винтами. По моему так это перебор - с точки зрения теории базирования двух винтов должно быть достаточно.
Адаптер на 1.25" традиционный: имеется резьба для 2" фильтра, компрессионное кольцо, фиксирующий винт с широкой головкой.
Хороший фокусер и для визуального, и для фотографического использования.
Тестирование качества изображения
Тестирование было произведено в визуальном режиме по искусственной звезде при увеличении 177х. Температура воздуха при тестах варьировалась от 18С до 26С.Изучение внефокалов показало, следующее:
- Остаточный вторичный хроматизм почти втрое меньше, чем у равного ахромата. То есть это все-же не суперапохромат - при наблюдениях хроматизм заметно искажает дифракционную картину: повышается яркость первого дифракционного кольца, становится заметным второе, темные промежутки между кольцами заплывают светом. И зеленый светофильтр делает картинку чище - более близкой к идеальной картине Эйри. Но на реальном контрасте изображения, а тем более пределе разрешения этот остаточный хроматизм влияния практически не оказывает. Окрашивание (цветной ореол) заметно только по очень ярким объектам, типа Веги и/или при исследовании внефокалов.
- Сферическая аберрация из-за неизбежного сферохроматизма недокомпенсирована для красного и немного для зеленого, перекомпенсирована для синего. То есть сферическая аберрация оказалась скомпенсированной где-то на голубом участке спектра. Для визуального использования хотелось бы компенсации в желто-зеленом, но в общем-то остаточная сферическая невелика - практически малозначима. Сферохроматизм делает существенной перекомпенсацию фиолетового.
- Приятным сюрпризом стало минимальные артефакты изображения звезды связанные с разъюстировкой - а это главный бич бюджетных апохроматов. Дифракционная картинка в центре поля зрения максимально приближена к осесимметричной. Только во время переходных тепловых процессов (остывании объектива) появляется небольшой намек на треугольник пережатия. После полного остывания на большом увеличении заметно небольшая как-бы астигматическая деформация первого и второго дифракционного кольца. Не знаю как будет в зимних условиях, но летом ночное остывание инструмента проблем не доставляет.
- Наблюдения с 2" окуляром (30 мм Explore Scientific) показали, что влияние кривизны изображения (что неизбежно для любого однокомпонентного рефрактора) существенно. Для компенсации кривизны на краю поля зрения в сравнении с центром требуется перефокусировка порядка 2 мм! Фактически кривизна изображения (как и сопутствующий ей астигматизм) ощущается при использовании любого длиннофокусного 2" окуляра и тем заметнее, чем выше качество коррекции окуляра. Даже при съемке на камеру формата APS этому телескопу понадобится корректор (спрямитель) поля.
Выводы и рекомендации
Телескоп мне понравился качеством реализации. По сути это близкий к идеальному визуальный инструмент небольшой апертуры. Влияние аберраций (как расчетных, так и из-за погрешностей изготовления/сборки) на фоне дифракции невелико и ни как не ограничивает наблюдателя. Механика трубы почти безупречна, хотя светозащита могла бы быть сделана более тщательно. Возможности инструмента как фотографического еще требуют подтверждения, но для любителей визуальных наблюдений - однозначно рекомендую.