Очень реалистический рисунок того, как видна М42/43 в 22" Ньютон (Cloudynights)
Практика этого вопроса примерно такова
- первое и главное разочарование подстерегающее новичка при визуальных наблюдениях туманностей связано, как правило, с отсутствием в их изображении того цвета, который мы видим на фотографиях популярных журналов, постерах, на сайтах NASA, APOD и т.п. В телескоп они видны в большинстве своем как светло-серые объекты на темно-сером фоне. Даже если принять во внимание искусственность цветовой гаммы большинства продвинутых астрофотографий и искусственное усиление цветовых контрастов на них возникает законное недоумение ввиду очевидного контраста между результатами визуальных и фотографических наблюдений.
- с другой стороны некоторые диффузные объекты дальнего космоса в самих своих названиях прямо или косвенно указывают на цвет: "Голубой снежок", "Зеленая горошина", "Зеленая двудольная", "Кошачий глаз" и т.п. (большей частью это небольшие яркие планетарные туманности)
- есть немало заслуживающих доверия сообщений (как правило от владельцев больших Добсонов от 13") о видимости зеленоватых и даже розоватых тонов в ярких частях Большой Туманности Ориона (см. типичное описание на visualdeepsky - сине-зеленый цвет "засова" и розоватые детали в крыльях)
- есть схожие описания и по М27 (см. отчет владельца 20" Добсона на visualdeepsky - зеленый цвет яркой части и розоватые тона в тусклой)
Как известно, человеческий глаз способен полноценно воспринимать цвет окружающих предметов при достаточном уровне их освещенности. Это случай так называемого "дневного зрения", когда довольно неэффективные светочувствительные клетки сетчатки глаза - колбочки - способны разделять цвета красный, зеленый и синий. Все прочие тона строятся по относительному содержанию каждого из этих элементарных цветов. Скажем, фиолетовый возбуждает как ощущение красного, так и синего. Кроме хорошего различения цветов и цветовых оттенков дневное зрение характеризуется высокой остротой (во всяком случае, в центре поля зрения).
При падении яркости наблюдаемых предметов ниже примерно 10 кд/м2 колбочки начинают работать несколько хуже и включается так называемое "сумеречное зрение", когда основную работу по построению картинки выполняют так называемые палочки (высоко светочувствительные клетки сетчатки глаза, к сожалению невосприимчивые к цвету), в то время как цветочувствительные колбочки выполняют по мере падения яркости наблюдаемой сцены все более вспомогательную роль - все более грубо раскрашивая предметы. При этом красные предметы начинают казаться относительно более темными по сравнению с дневным зрением.
При падении яркости наблюдаемых предметов ниже примерно 0.01 кд/м2 колбочки совсем вырубаются и начинает доминировать палочковое или так называемое "ночное зрение", при котором чувствительность к красному участку спектра падает почти до нулевой отметки, центр чувствительности глаза смещается в область сине-зеленых цветов, картинка выглядит фактически бесцветной, катастрофически падает разрешение ввиду того, что светочувствительные клетки начинают работать большей частью коллективно (для "вычисления" яркости какой-то точки изображения мозгом усредняется сигнал от многих клеток сетчатки), видимая глазу картинка неустойчива и полна динамических шумов, для того, чтобы видеть тусклые предметы приходится длительно адаптироваться к их низкой яркости. При этом те участки сетчатки, которые получают достаточно света могут показывать локальные цвета (например звезды, ночные огни и т.п.).
Если перевести единицы представления яркости на более понятный для любителей астрономии язык, указанная выше верхняя граница сумеречного зрения (отделяющая его от дневного) 10 кд/м2 соответствует 9 звездным величинам с квадратной угловой секунды (m/сек2) или 0.1 зв. величины с квадратной угловой минуты (m/мин2), нижняя граница сумеречного зрения (отделяющая его от ночного) 0.01 кд/м2 соответствует 17.4m/сек2 или 8.5m/мин2.
Имеет, вероятно, смысл напомнить, что телескоп не может увеличить яркость протяженных объектов - только уменьшить за счет разного сорта светопотерь и пропорционально квадрату отступления увеличения от равнозрачкового:
яркость изображения = (яркость предмета) * Кп * (Гзр/Г)2,
где яркость задана в кд/м2, Кп - коэффициент пропускания (меньше единицы), Гзр - равнозрачковое увеличение (равно D(мм)/8), Г - фактически установленное увеличение телескопа. То есть с ростом увеличения яркость изображения квадратично падает.
Тут уже имеет смысл привести средние яркости типичных объектов астрономических наблюдений
Объекты | Средняя яркость в m/мин2 |
Мелкие планетарные туманности (менее 20", как например NGC 6818, NGC 3132) | 4-10 |
Шаровые скопления | 10-11 |
Популярные планетарные туманности (NGC 7009) | 9-13 |
Яркие диффузные туманности (M42, М21) | 11-14 |
Яркие галактики (M51, М76) | 13-15 |
Прочие галактики | 15-16 |
Фон засвеченного городского ночного неба | 9 |
Фон хорошего ночного неба | 12.5 |
Средние яркости всех прочих объектов лежат ниже границы цветного зрения (сумеречного и тем более дневного), то есть должны восприниматься бесцветными.
Попробуем разобраться чуть подробнее. К примеру для расчета средней яркости М42 я взял из каталога ее интегральный блеск в 4m и размер 60 угл. минут. Но всем известно, что яркость в этой туманности распределена неравномерно и добрая ее половина исходит и района "засова" - довольно компактной обрасти размером примерно 10'х10'. В ней локальная яркость получается равной примерно 4m + 5m = 9m/мин2. Хм... побольше конечно чем средняя 11-12мин2 но все равно одной звездной величины не хватает для того чтобы дотянуться до нижней границы цветного зрения.
Вот такие дела...
Но как-же отзывы наблюдателей? Неужели относить их только за счет разыгравшегося воображения? Замечу, что наиболее серьезные из наблюдателей сами пытаются как-то оправдать видимость по меньшей мере пурпурных тонов как иллюзорных. Имея в поле зрения относительно яркие синевато-зеленоватые области (доли Гантели, засов М42 и т.п.) мозг баллансирует общий тон картинки таким образом, что окрашивает остальные слабо светящиеся области (объективно серые для глаза "крылья" М42 и "уши" М27) в дополнительные сине-зеленому розовато-красноватые тона. Причем эффект раскрашивания похоже как-то связан с апертурой инструмента - чем она больше, тем больше шанс увидеть цветовые тона на самых ярких из туманностей.
Исследование
Я не выдержал и попробовал, хотя бы относительно своих глаз решить для себя этот вопрос. Мой наблюдательный опыт весьма пессимистичен - я никогда не видел цвет туманностей (кроме мелких планетарных туманностей) ни в свои 10" и 14" инструменты, ни в 16" и 18" инструменты своих товарищей по наблюдениям.
Изготовил табличку цветных образцов (светлые цветные кружки на черном фоне, см. рис.) Затем закрылся в темной комнате, взял с собой Sky Quolity Meter и небольшой фонарик с белым светодиодом. Без включения фонарика в комнате было достаточно темно, SkyMeter показывал яркость на уровне 24m/сек2 = 15.1m/мин2. После получасовой адаптации я стал рассматривать табличку постепенно прибавляя света в фонаре. Результаты оказались следующими:
Яркость объектов m/мин2 | Яркость фона m/мин2 | Описание |
14.0 | 15.5 | Едва угадывается рисунок таблички образцов. Надо подносить близко к глазам, двумя глазами видно много лучше. Цвета ни как не различаются. |
13.0 | 15.0 | Рисунок таблички образцов виден с трудом. Вроде бы красный угол по-темнее. |
12.0 | 14.0 | Рисунок таблички образцов неплохо виден и обоими глазами и одним. Красный угол определенно темнее сине-зеленой стороны. |
11.0 | 13.5 | Табличка видна довольно резко, даже на удалении в две руки, цвета все еще различимы только по яркости - сине-зеленые таблички по-ярче |
10.0 | 12.5 | Первые смутные намеки на цвет... |
9.0 | 11.5 | Стал виден красный, отчетливо выделясь на фоне других. Лучше виден, если табличку поднести прямо к глазу. |
8.0 | 11.0 | Становятся видны различия в тонах красного: красный, оранжевый, желтый, розовый... все прочие видны как неопределенная довольно светлая сине-зеленая масса (чуть лучше выделяется пурпурный) |
7.0 | 10.0 | Видимость тонов пока без изменений, красный и его тона хорошо различимы. Синий от зеленого отделяется с трудом. |
6.0 | 9.0 | Начинаю различать синий и зеленый, но их полутона все еще не различаются |
5.0 | - | Начинают прорабытываться тона синего и зеленого. |
4.0 | - | Голубой наконец отделился от зеленого и синего |
3.0 | - | Полное различение всех тонов таблички, хотя и в несколько искаженном виде. |
- видимость цветов (во всяком случае красного) у меня наступила несколько раньше, чем нижняя граница видимости цветов указанная для сумеречного зрения в справочной литературе (9m/мин2 против 8.5m/мин2). То есть возможны индивидуальные вариации и кто-то может начать видеть цвет при еще меньшей яркости, скажем мой 10-летний сын начал различать цвета примерно с 11m/мин2
- любом случае яркости центральных районов М42 и М27 явно недостаточно чтобы пробить мой порог цветового зрения. Вот я и не вижу в этих объектах цветов (темновой дальтонизм?)
- при недостатке света человек прежде всего начинает различать красный и его оттенки (включая желтый и оранжевый) и только потом и хуже - различать между собой синий и зеленый, вероятно, поэтому так часто в описаниях планетарок ссылка на сине-зеленый цвет. Стоит отметить, что спектр красной таблички использованной в тесте далек от спектра излучения туманностей в красном диапазоне (Hальфа), так что тут в постановка исследования несколько некорректна.
- на темновом пороге различимости цвета очень помогает максимально приближение рассматриваемого предмета к глазам, так чтобы он занял как можно большую область на сетчатке (вероятно кооперативная работа многих колбочек на пределе своей чувствительности помогает мозгу вычислить цвет), то есть нужно как можно большее увеличение без ущерба для яркости, и тут в однозначном выигрыше телескоп с большей апертурой - при равном диаметре выходного зрачка (яркости изображения) увеличение большего по апертуре телескопа будет пропорционально больше
- есть также предположение связанное с тем, что больше всего сообщений о "зеленой" М42 приходит от наблюдателей из мест с более или менее сильной искусственной засветкой: не может ли так быть, что при недостаточной световой адаптации относительно слабый сигнал от цветочувствительных колбочек оказывается все-же сравнимым с сигналом от еще не достаточно "разогревшихся" светочувствительных палочек, что и дает пищу мозгу при окрашивании изображения? В то время как при 100% адаптации сильный сигнал от монохромных палочек уже забивает следы цветового сигнала от колбочек и мозг по-честному все воспринимает бесцветным! То есть для того, чтобы лучше чувствовать цвет туманностей имеет смысл перед взглядом в окуляр посмотреть на равномерно освещенный лист белой бумаги - немного сбить темновую адаптации и дать мозгу образец для настройки баланса белого.
Garmisch с Астрофорума писал(а):Ребят, спорить на эту тему можно до бесконечности Скажу из своего опыта, т.к. мне довелось наблюдать визуально в большие профессиональные телескопы (такие как, 6.5-м Magellans, и 1-м рефлекторы на обсерваториях La Silla и Las Campanas). Да, у нас крайне редко, но бывают такие возможности. Так вот, цветов (в понимании четкой устойчивой яркой и ясной картины) в М42 визуально не видно ни в один из крупных телескопов. Даже в 6.5-метровый. Мы лишь наблюдаем уверенные оттенки, где, например, большинство может сказать - да, я вижу туманность зеленоватой/синеватой. Другим таким обьектом, где с такой же уверенностью можно сказать о присутствии цветового оттенка является известная туманность Тарантул в Большом Магеллановом облаке (БМО)...
Пожалуй единственный дипскай объект, где цвет видят абсолютно все - прямым зрением, прямо как на фотографии, это компактная туманность Гомункулус, находящаяся в сердце Эты Киля (мы ее еще раз наблюдали прошлым летом в 6.5-м Магеллан). Это фантастический и уникальный объект. Вот там виден цвет. Во всех остальных случаях, восприятие цвета балансирует на грани физиологии, психологического состояния, и т.п.
Назад к оглавлению статей