Добро пожаловать на наш астрономический форум!
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил
Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил
Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры
Руководство по технике астрофотографии
Модератор: Ernest
Руководство по технике астрофотографии
Зравствуйте!
Очень понравился этот сайт и в особенности раздел ЧАВО. На мой взгляд самую большую ценность сейчас он представляет даже не как форум, а как справочник. Огромная благодарность Эрнесту. Сам я являюсь скажем так: начинающим астрофотографом со средней теоретической подготовкой. На самом деле очень не хватает систематизированных знаний по процессу и технике астрофотографии. Информацию приходится получат урывками. Как следствие в некоторых являясь достаточно подкованным, в то время как в других полным дилетантом. Хотелось бы в результате обсуждений получить еще один FAQ наподобие существующего здесь, но по астрофотографии. Заглянув в который новичек мог бы определиться, какое оборудование существует, что зачем нужно, какое програмное обеспечение существует и какие фунции выполняет. И вообще как этим всем пользоваться. Ну а более продвинутый мог бы систематизировать свои знания. Со своей стороны готов попробовать написание черновиков статей. Хотя и орфография и стилистика и подача материала хромает. Естественно с последующей их критикой разбором ошибок корректировкой и прочим. Заодно и сам научусь.
Очень понравился этот сайт и в особенности раздел ЧАВО. На мой взгляд самую большую ценность сейчас он представляет даже не как форум, а как справочник. Огромная благодарность Эрнесту. Сам я являюсь скажем так: начинающим астрофотографом со средней теоретической подготовкой. На самом деле очень не хватает систематизированных знаний по процессу и технике астрофотографии. Информацию приходится получат урывками. Как следствие в некоторых являясь достаточно подкованным, в то время как в других полным дилетантом. Хотелось бы в результате обсуждений получить еще один FAQ наподобие существующего здесь, но по астрофотографии. Заглянув в который новичек мог бы определиться, какое оборудование существует, что зачем нужно, какое програмное обеспечение существует и какие фунции выполняет. И вообще как этим всем пользоваться. Ну а более продвинутый мог бы систематизировать свои знания. Со своей стороны готов попробовать написание черновиков статей. Хотя и орфография и стилистика и подача материала хромает. Естественно с последующей их критикой разбором ошибок корректировкой и прочим. Заодно и сам научусь.
Re: Руководство по технике астрофотографии
Сам начал потихоньку заниматься астрофото, давайте попробуем.
Re: Руководство по технике астрофотографии
Вот, что за сегодня получилось. Скорее это обзор из серии что есть что и для чего нужно.
Фотографирование астрономических объектов осуществляется при помощи «астрографа».
Основные компоненты астрографа это:
1.Система наведения.
Предназначена для наведения астрографа на объект и его сопровождения. Состоит из монтировки и гида. Гид может быть как отдельным инструментом, так и совмещенным с главной трубой асстрографа.
2.Главная труба астрографа.
Предназначена фотографирования объекта.
При съемке объектов дальнего космоса, система наведения является наиболее важной частью астрографа. Поскольку яркость этих объектов очень низкая и требует длительных выдержек, во время которых, для получения хороших фотографий смещения объекта допускать нельзя.
При лунно-планетной съемке?
При выборе монтировки следует в первую очередь обращать внимание на ее жесткость и наличие возможности управлять монтировкой при помощи компьютера (ноутбука), как одного из самых удобных способов управления астрографом. Конечно существует возможность ручного управления монтировкой, когда астроном неподвижно сидит по пол часа, на морозе в -20 градусов цельсия, прильнув к окуляру гида и вручную крутя маховички монтировки... несколько экстремальное занятие.
Телескоп.
Основными параматрами телескопа с точки зрения астрографа являются: Качество изготовления оптических поверхностей (его достаточность), светосила, размер свободного от аберраций поля. Очень часто величина фокуса телескопа слишком велика соответственно мало относительное отверстие или мало свободное от аберраций поле в таких случаях часто могут помочь редукторы фокуса и другие оптические корректоры такие как спрямители поля, корректоры комы и прочие. Очень часто корректор выполняет сразу несколько функций, например, уменьшает фокус и корректирует аберрации. Но не у чего нет одной стороны. Так, например, корректоры могут ухудшать другие параметры изображения (как говорят: «исправляют старые ошибки, добавляют новые») — увеличивать виньетирование (неравномерность яркости изображения), снижать яркость изображения, добавлять новые аберрации. Но из двух зол выбирают меньшее - с виньетированием можно бороться снимая плоское поле, с потерей яркости увеличивая выдержку или общее время съемки и лучше иметь маленькую сферическую аберрацию, чем большую кому.
Фокусер.
Существуют множество типов фоксеров. С точки зрения астрографа основными параметрами является грузоподъемность, возможность тонких движений, электро привод фокусера, возможность управления фокусером с компьютера. Если оборудование будет для фокусера слишком тяжелым, то за счет его деформаций изображение может смазываться или появляться другие дефекты являющиеся результатом смещения матрицы камеры отнрсительно оси телескопа. Требования к точности фокусировки очень велики, по этому астрофотограф часто может тратить по пол часа пытаясь «поймать фокус» в этом ему может помочь управление фокусером с компьютера и специальные программы позволяющие фокусироваться автоматически. Особенно это важно в связи с тем, что с изменением температуры окружающего воздуха длина фокусного расстояния телескопа изменяется. Как следствие в течении ночи могут требоваться регулярные перефокусировки и возможность сделать их в автоматическом режиме очень важна, т.е. Тратить на них по пять минут, а не по пол часа. Существуют системы которые фактически не измеют смещения фокуса при изменении температуры, но их цена довольно велика и они скорее представляют «спортивный» интерес.
Фильтры.
Оласть применения фильтров очень широка. Использование тех или иных фильтров зависит от задач которые ставит перед собой астрофотограф. Наиболее часто встречающиеся применения фильтров: использование цетных (красного, синего и зеленого) фильтров для получения цветного изображения при использовании черно-белых астрономических камер, использование узкополосных фильтров для выделения каких-либо образований (туманностей или их структур) на фоне неба или других объектов. Фильтры могут крепиться жестко накручиваясь на специальную резьбу одного из элементов трубы, но чаше применяются специальные блоки фильтров обычно оформленные в виде колеса фильтров, напоминающего барабан револьвера где вместо патронов установлены фильтры. Смена фильтра в этом случае достигается просто поворотом колеса. Колесо фильтров может иметь электро привод и управляться с компьютера, что позволяет значительно автоматизировать процесс съемки. По аналогии с известной поговоркой — астроном спит, съемка идет. Хотя, наверное, при этом и теряется значительная часть «романтики» процесса.[/align]
Камера
Камера является важным элементом астрографа. Свойства камеры в значительной степени зависят от установленного в ней светочувствительного элемента (матрицы). Матрица харрактеризуется квантовой эффективностью (своего рода КПД матрицы), уровнем шумов, динамическим диапазоном. Существуют две технологии изготовления матриц:
1.ПЗС (прибор с переносом заряда, CCD - charge coupled device). В таких матрицах заряд каждого пикселя проходит через очень малое количество выходных узлов (часто один), где он преобразуется в напряжение, буферизуется и поступает на выход микросхемы как аналоговый сигнал. Все пиксели могут заниматься захватом изображения, и однородность выходов (output's uniformity, ключевой фактор качества изображения) у таких матриц очень хорошее. Шумы ниже, а динамический диапазон выше.
2.КМОП (комплементарный металл - окисел - полупроводник, CMOS - complementary metal oxide semiconductor) В таких матрицах каждый пиксель имеет свой преобразователь заряда в напряжение, и матрица часто содержит схемы для оцифровки, благодаря чему на выход микросхемы поступает цифровой сигнал. Эти дополнительные функциональные узлы отнимают площадь кристалла, доступную для сбора падающего света. Кроме того, однородность выходов у этих датчиков хуже, так как каждый пиксель имеет свой преобразователь. Но, с другой стороны, КМОП матрица требует меньше внешних схем для выполнения основных операций.
Нужно отметить, что обе технологии развиваются и в некоторых КМОП матрицах, например, используются микролинзы, которые собирают световой поток именно на ту часть кристалла которая собирает свет. Но в настоящее время, астрономические камеры сделанные по технологии ПЗС считаются лучше (???), чем сделанные по технологии КМОП.
Специальные астрономические камеры в своей конструкции имеют системы позволяющие получать более качественные снимки, например, систему охлаждения матрицы с целью снижения тепловых шумов. Из «бытовых» фотокамер более всего подходящими для астрофотографии считаются зеркальные камеры фирмы CANON. Это обусловлено в основном тем, что эти камеры могут сохранять сигнал с матрицы (так называемый RAW) не сжимая и следовательно не искажая его. Среди астрофотографов популярны доработки этих камер, во время которых удаляются имеющийся в камере фильтр (фильтры) или заменяется на таковой с большей полосой пропускания в красной области спектра. Это позволяет повысить чувствительность этих камер в области линии водорода Ha. Некоторые умельцы умудряются сделать и систему охлаждения. Но всеже квантовая эффективность этих камер остается ниже, чем у специальных.
При выборе астрономической камеры для фотографирования объектов дальнего космоса не стоит гнаться за мегапикселями. Поскольку чем меньше пиксель, тем меньше фотонов от объекта на него попадает и соотношение сигнал/шум уменьшается, а количество видимых деталей при этом не увеличивается. Из продающихся в настоящее время камер наиболее подходящими для являются Canon 1000D и Canon 450D. Они обладают режимом LiveView удобным при наведении и фокусировке, а также позволяют делать длительные (более 30с) выдержки управляясь с компьютера через USB кабель.
Для лунно-планетной съемки часто используются веб камеры.
Гидирование.
Точное сопровождение снимаемого объекта является обязательным условием успеха. Основным механизмом обеспечивающим сопровождение является часовой привод монтировки (привод по оси восхождения). Для лунно-планетной съемки этого вполне достаточно????. Но при длительных выдержках начинают накапливаться ошибки вызванные:
1 Не точной установкой полярной оси.
2 Не точной скоростью привода по оси восхождения.
3 Не точной механикой монтировки.
3.1 Низкочастотные ошибки.
3.2 Высокочастотные ошибки.
Процесс выявления и устранения этих ошибок называют гидировнием. Гиды можно разделить на внешние и внеосевые (при условии, что два чипа в одной камере считать одной из разновидностей внеосевого гида). Внешний гид представляет собой отдельный телескоп, по смещению изображения в котором определяется величина ошибки и производится коррекция положения телескопа. При внеосевом гидировании используется изображение звезд которое дает главная труба астрографа в стороне от основного. При ручном гидировании используется специальный окуляр, а коррекция производится при помощи вращения маховичков управления монтировкой или кнопками пульта управления. На практике этот метод применяется крайне редко. В основном датчиком служит астрокамера (в самом простом случае веб камера) данные из которой поступают в ноутбук, а специальные программы обрабатывают результаты вычисляют ошибку и подают корретирующий сигнал на монтировку. Впрочем существуют комплексы, автогиды, способные самостоятельно анализировать изображение подавать корректирующие сигналы на монтировку, но их цена достаточно велика. Обычные гиды способны исправлять ошибки типа 1, 2 и 3.1 исправление же высокочастотных ошибок, так называемый быстрогид, является очень сложной задачей и практически проще и дешевле купить монтировку не имеющую ошибок механики с высокочастотной составляющей. Преимуществом внешнего гида является более простой поиск звезды для гидирования, а к недостаткам можно отнести то, что труба телескопа и гида деформируются раздельно, и как следствие гид удерживая звезду на одном месте «для себя» вызывает ее смещение а следовательно и смаз изображения на основной камере астрографа. С внеосевыми гидами ситуация с точностью до наоборот. При достаточно жесткой конструкции телескопа и гида задача поиска звезды становится более актуальной, а соответственно внешний гид пользуется большей популярностью.
Фотографирование астрономических объектов осуществляется при помощи «астрографа».
Основные компоненты астрографа это:
1.Система наведения.
Предназначена для наведения астрографа на объект и его сопровождения. Состоит из монтировки и гида. Гид может быть как отдельным инструментом, так и совмещенным с главной трубой асстрографа.
2.Главная труба астрографа.
Предназначена фотографирования объекта.
При съемке объектов дальнего космоса, система наведения является наиболее важной частью астрографа. Поскольку яркость этих объектов очень низкая и требует длительных выдержек, во время которых, для получения хороших фотографий смещения объекта допускать нельзя.
При лунно-планетной съемке?
При выборе монтировки следует в первую очередь обращать внимание на ее жесткость и наличие возможности управлять монтировкой при помощи компьютера (ноутбука), как одного из самых удобных способов управления астрографом. Конечно существует возможность ручного управления монтировкой, когда астроном неподвижно сидит по пол часа, на морозе в -20 градусов цельсия, прильнув к окуляру гида и вручную крутя маховички монтировки... несколько экстремальное занятие.
Телескоп.
Основными параматрами телескопа с точки зрения астрографа являются: Качество изготовления оптических поверхностей (его достаточность), светосила, размер свободного от аберраций поля. Очень часто величина фокуса телескопа слишком велика соответственно мало относительное отверстие или мало свободное от аберраций поле в таких случаях часто могут помочь редукторы фокуса и другие оптические корректоры такие как спрямители поля, корректоры комы и прочие. Очень часто корректор выполняет сразу несколько функций, например, уменьшает фокус и корректирует аберрации. Но не у чего нет одной стороны. Так, например, корректоры могут ухудшать другие параметры изображения (как говорят: «исправляют старые ошибки, добавляют новые») — увеличивать виньетирование (неравномерность яркости изображения), снижать яркость изображения, добавлять новые аберрации. Но из двух зол выбирают меньшее - с виньетированием можно бороться снимая плоское поле, с потерей яркости увеличивая выдержку или общее время съемки и лучше иметь маленькую сферическую аберрацию, чем большую кому.
Фокусер.
Существуют множество типов фоксеров. С точки зрения астрографа основными параметрами является грузоподъемность, возможность тонких движений, электро привод фокусера, возможность управления фокусером с компьютера. Если оборудование будет для фокусера слишком тяжелым, то за счет его деформаций изображение может смазываться или появляться другие дефекты являющиеся результатом смещения матрицы камеры отнрсительно оси телескопа. Требования к точности фокусировки очень велики, по этому астрофотограф часто может тратить по пол часа пытаясь «поймать фокус» в этом ему может помочь управление фокусером с компьютера и специальные программы позволяющие фокусироваться автоматически. Особенно это важно в связи с тем, что с изменением температуры окружающего воздуха длина фокусного расстояния телескопа изменяется. Как следствие в течении ночи могут требоваться регулярные перефокусировки и возможность сделать их в автоматическом режиме очень важна, т.е. Тратить на них по пять минут, а не по пол часа. Существуют системы которые фактически не измеют смещения фокуса при изменении температуры, но их цена довольно велика и они скорее представляют «спортивный» интерес.
Фильтры.
Оласть применения фильтров очень широка. Использование тех или иных фильтров зависит от задач которые ставит перед собой астрофотограф. Наиболее часто встречающиеся применения фильтров: использование цетных (красного, синего и зеленого) фильтров для получения цветного изображения при использовании черно-белых астрономических камер, использование узкополосных фильтров для выделения каких-либо образований (туманностей или их структур) на фоне неба или других объектов. Фильтры могут крепиться жестко накручиваясь на специальную резьбу одного из элементов трубы, но чаше применяются специальные блоки фильтров обычно оформленные в виде колеса фильтров, напоминающего барабан револьвера где вместо патронов установлены фильтры. Смена фильтра в этом случае достигается просто поворотом колеса. Колесо фильтров может иметь электро привод и управляться с компьютера, что позволяет значительно автоматизировать процесс съемки. По аналогии с известной поговоркой — астроном спит, съемка идет. Хотя, наверное, при этом и теряется значительная часть «романтики» процесса.[/align]
Камера
Камера является важным элементом астрографа. Свойства камеры в значительной степени зависят от установленного в ней светочувствительного элемента (матрицы). Матрица харрактеризуется квантовой эффективностью (своего рода КПД матрицы), уровнем шумов, динамическим диапазоном. Существуют две технологии изготовления матриц:
1.ПЗС (прибор с переносом заряда, CCD - charge coupled device). В таких матрицах заряд каждого пикселя проходит через очень малое количество выходных узлов (часто один), где он преобразуется в напряжение, буферизуется и поступает на выход микросхемы как аналоговый сигнал. Все пиксели могут заниматься захватом изображения, и однородность выходов (output's uniformity, ключевой фактор качества изображения) у таких матриц очень хорошее. Шумы ниже, а динамический диапазон выше.
2.КМОП (комплементарный металл - окисел - полупроводник, CMOS - complementary metal oxide semiconductor) В таких матрицах каждый пиксель имеет свой преобразователь заряда в напряжение, и матрица часто содержит схемы для оцифровки, благодаря чему на выход микросхемы поступает цифровой сигнал. Эти дополнительные функциональные узлы отнимают площадь кристалла, доступную для сбора падающего света. Кроме того, однородность выходов у этих датчиков хуже, так как каждый пиксель имеет свой преобразователь. Но, с другой стороны, КМОП матрица требует меньше внешних схем для выполнения основных операций.
Нужно отметить, что обе технологии развиваются и в некоторых КМОП матрицах, например, используются микролинзы, которые собирают световой поток именно на ту часть кристалла которая собирает свет. Но в настоящее время, астрономические камеры сделанные по технологии ПЗС считаются лучше (???), чем сделанные по технологии КМОП.
Специальные астрономические камеры в своей конструкции имеют системы позволяющие получать более качественные снимки, например, систему охлаждения матрицы с целью снижения тепловых шумов. Из «бытовых» фотокамер более всего подходящими для астрофотографии считаются зеркальные камеры фирмы CANON. Это обусловлено в основном тем, что эти камеры могут сохранять сигнал с матрицы (так называемый RAW) не сжимая и следовательно не искажая его. Среди астрофотографов популярны доработки этих камер, во время которых удаляются имеющийся в камере фильтр (фильтры) или заменяется на таковой с большей полосой пропускания в красной области спектра. Это позволяет повысить чувствительность этих камер в области линии водорода Ha. Некоторые умельцы умудряются сделать и систему охлаждения. Но всеже квантовая эффективность этих камер остается ниже, чем у специальных.
При выборе астрономической камеры для фотографирования объектов дальнего космоса не стоит гнаться за мегапикселями. Поскольку чем меньше пиксель, тем меньше фотонов от объекта на него попадает и соотношение сигнал/шум уменьшается, а количество видимых деталей при этом не увеличивается. Из продающихся в настоящее время камер наиболее подходящими для являются Canon 1000D и Canon 450D. Они обладают режимом LiveView удобным при наведении и фокусировке, а также позволяют делать длительные (более 30с) выдержки управляясь с компьютера через USB кабель.
Для лунно-планетной съемки часто используются веб камеры.
Гидирование.
Точное сопровождение снимаемого объекта является обязательным условием успеха. Основным механизмом обеспечивающим сопровождение является часовой привод монтировки (привод по оси восхождения). Для лунно-планетной съемки этого вполне достаточно????. Но при длительных выдержках начинают накапливаться ошибки вызванные:
1 Не точной установкой полярной оси.
2 Не точной скоростью привода по оси восхождения.
3 Не точной механикой монтировки.
3.1 Низкочастотные ошибки.
3.2 Высокочастотные ошибки.
Процесс выявления и устранения этих ошибок называют гидировнием. Гиды можно разделить на внешние и внеосевые (при условии, что два чипа в одной камере считать одной из разновидностей внеосевого гида). Внешний гид представляет собой отдельный телескоп, по смещению изображения в котором определяется величина ошибки и производится коррекция положения телескопа. При внеосевом гидировании используется изображение звезд которое дает главная труба астрографа в стороне от основного. При ручном гидировании используется специальный окуляр, а коррекция производится при помощи вращения маховичков управления монтировкой или кнопками пульта управления. На практике этот метод применяется крайне редко. В основном датчиком служит астрокамера (в самом простом случае веб камера) данные из которой поступают в ноутбук, а специальные программы обрабатывают результаты вычисляют ошибку и подают корретирующий сигнал на монтировку. Впрочем существуют комплексы, автогиды, способные самостоятельно анализировать изображение подавать корректирующие сигналы на монтировку, но их цена достаточно велика. Обычные гиды способны исправлять ошибки типа 1, 2 и 3.1 исправление же высокочастотных ошибок, так называемый быстрогид, является очень сложной задачей и практически проще и дешевле купить монтировку не имеющую ошибок механики с высокочастотной составляющей. Преимуществом внешнего гида является более простой поиск звезды для гидирования, а к недостаткам можно отнести то, что труба телескопа и гида деформируются раздельно, и как следствие гид удерживая звезду на одном месте «для себя» вызывает ее смещение а следовательно и смаз изображения на основной камере астрографа. С внеосевыми гидами ситуация с точностью до наоборот. При достаточно жесткой конструкции телескопа и гида задача поиска звезды становится более актуальной, а соответственно внешний гид пользуется большей популярностью.
Re: Руководство по технике астрофотографии
Вот еще: на этот раз больше по теории. Но в конце есть несколько животрепещущих вопросов.
Астрофотография — Лайты Дарки Биасы Флэты.
В идеальном случае делая снимок камерой нам хотелось бы получить красивое изображение звезд, галактик и туманностей на черном фоне. Но на практике это не так. Дело в том, что световой поток (сигнал) от астрономических объектов очень слаб, а в любой фотокамере присутствует паразитный сигнал (шум), вызванный
1.Шумами чтения матрицы — являющимися постоянной величиной (не зависящей от времени экспозиции), которая определяется только схемотехникой матрицы и включает в себя: смещение уровня нуля АЦП, специально вводимое при настройке для предотвращения появления отрицательных значений напряжений на входе АЦП и приводящим к завышению величины математического ожидания сигнала, а также отклонение видеосигнала на выходе АЦП, обусловленное погрешностями, возникающими в процессе переноса зарядовых пакетов в выходной каскад матрицы, шумом выходных каскадов матрицы и шумом аналого-цифрового преобразования.
2.Темновыми (тепловыми) шумами, вызванными темновыми фототоками в ячейках матрицы, которые образуют темновой (тепловой) рельеф, увеличивающийся с повышением температуры матрицы и увеличением времени экспозиции.
3.Квантовым шумоми который происходит от основополагающих свойств всего сущего и в частности света. Кванты света распределяются в пространстве и во времени случайным образом. При этом число электронов, накопленное в ячейке, может быть определено с точностью до квадратного корня из их числа (статистика Пуассона).
Помимо этого даже телескоп с идеальным качеством оптики не даст идельной картинки. По мере удаления от края изображения оно будет темнеть. Этот эффект называется виньетированием. Диаметр кружка на котором величиной потемнения можно принеберечь называется размером невиньетированного поля. Этот размер зависит только от конструкции телескопа. Но на матрице и оптических поверхностях телескопа может присутствовать различного рода дефекты и загрязнения, которые также оставляют свой след на изображении.
Процесс во время которого мы пытаемся исключить из кадра шумы и неравномерность освещения матрицы называется калибровкой снимка. В процессе калибровки мы из сигнала (Light) вычитаем тепловой шум (Dark'), а также шум чтения (Bias'), а затем растягиваем сигнал с затененных пикселей до такого уровня, который был бы если бы затенения не было, в обиходе говорят «делим» на снимок темнового поля (Flat). Если записать это в виде формулы получится:
Signal = (Light – Dark' – Bias') / Flat.
Поскольку Flat мы снимаем на той же камере, что и Light, то для получения истинной величины затенения его тоже необходимо калибровать. В результате мы имеем:
Signal = (Light – Dark' – Bias') / (FlatLight – FlatDark' – Bias')
Получить величину теплового шума Dark можно сделав серию снимков при том же ISO, выдержке, температуре и режиме съемки, что и основной кадр Light или FlatLight соответственно.
Получить величину шума чтения Bias можно сделав серию снимков при том же ISO и температуре, что и основной кадр Light, но с минимальной выдержкой которую может обеспечить камера.
Можно обратить внимание, что в Dark-е содержится и Биас:
Dark =Dark' + Bias'
тогда вышеописанную формулу можно переписать в виде:
Signal = (Light – Dark)/(FlatLight – FlatDark),
что и сделал Джек Соломон http://www.shvedun.ru/astrofoto-jim-2.htm" onclick="window.open(this.href);return false; тоесть получается, что снимать отдельно Bias не надо! Задав этот вопрос на астрофоруме http://www.astronomy.ru/forum/index.php ... msg1121086" onclick="window.open(this.href);return false; четкого ответа, как сейчас понимаю, я не получил. Поскольку при чем тут подгонка Dark под Light, даже на не термостабильной камере. Темболее съемка Bias при той же температуре. Он же одинаковый!? Или нет?
Астрофотография — Лайты Дарки Биасы Флэты.
В идеальном случае делая снимок камерой нам хотелось бы получить красивое изображение звезд, галактик и туманностей на черном фоне. Но на практике это не так. Дело в том, что световой поток (сигнал) от астрономических объектов очень слаб, а в любой фотокамере присутствует паразитный сигнал (шум), вызванный
1.Шумами чтения матрицы — являющимися постоянной величиной (не зависящей от времени экспозиции), которая определяется только схемотехникой матрицы и включает в себя: смещение уровня нуля АЦП, специально вводимое при настройке для предотвращения появления отрицательных значений напряжений на входе АЦП и приводящим к завышению величины математического ожидания сигнала, а также отклонение видеосигнала на выходе АЦП, обусловленное погрешностями, возникающими в процессе переноса зарядовых пакетов в выходной каскад матрицы, шумом выходных каскадов матрицы и шумом аналого-цифрового преобразования.
2.Темновыми (тепловыми) шумами, вызванными темновыми фототоками в ячейках матрицы, которые образуют темновой (тепловой) рельеф, увеличивающийся с повышением температуры матрицы и увеличением времени экспозиции.
3.Квантовым шумоми который происходит от основополагающих свойств всего сущего и в частности света. Кванты света распределяются в пространстве и во времени случайным образом. При этом число электронов, накопленное в ячейке, может быть определено с точностью до квадратного корня из их числа (статистика Пуассона).
Помимо этого даже телескоп с идеальным качеством оптики не даст идельной картинки. По мере удаления от края изображения оно будет темнеть. Этот эффект называется виньетированием. Диаметр кружка на котором величиной потемнения можно принеберечь называется размером невиньетированного поля. Этот размер зависит только от конструкции телескопа. Но на матрице и оптических поверхностях телескопа может присутствовать различного рода дефекты и загрязнения, которые также оставляют свой след на изображении.
Процесс во время которого мы пытаемся исключить из кадра шумы и неравномерность освещения матрицы называется калибровкой снимка. В процессе калибровки мы из сигнала (Light) вычитаем тепловой шум (Dark'), а также шум чтения (Bias'), а затем растягиваем сигнал с затененных пикселей до такого уровня, который был бы если бы затенения не было, в обиходе говорят «делим» на снимок темнового поля (Flat). Если записать это в виде формулы получится:
Signal = (Light – Dark' – Bias') / Flat.
Поскольку Flat мы снимаем на той же камере, что и Light, то для получения истинной величины затенения его тоже необходимо калибровать. В результате мы имеем:
Signal = (Light – Dark' – Bias') / (FlatLight – FlatDark' – Bias')
Получить величину теплового шума Dark можно сделав серию снимков при том же ISO, выдержке, температуре и режиме съемки, что и основной кадр Light или FlatLight соответственно.
Получить величину шума чтения Bias можно сделав серию снимков при том же ISO и температуре, что и основной кадр Light, но с минимальной выдержкой которую может обеспечить камера.
Можно обратить внимание, что в Dark-е содержится и Биас:
Dark =Dark' + Bias'
тогда вышеописанную формулу можно переписать в виде:
Signal = (Light – Dark)/(FlatLight – FlatDark),
что и сделал Джек Соломон http://www.shvedun.ru/astrofoto-jim-2.htm" onclick="window.open(this.href);return false; тоесть получается, что снимать отдельно Bias не надо! Задав этот вопрос на астрофоруме http://www.astronomy.ru/forum/index.php ... msg1121086" onclick="window.open(this.href);return false; четкого ответа, как сейчас понимаю, я не получил. Поскольку при чем тут подгонка Dark под Light, даже на не термостабильной камере. Темболее съемка Bias при той же температуре. Он же одинаковый!? Или нет?
Последний раз редактировалось SlesVyach 29 авг 2010, 22:12, всего редактировалось 3 раза.
Re: Руководство по технике астрофотографии
Шум чтения скорее всего разный. Поэтому и так.
Re: Руководство по технике астрофотографии
Ну да, можно предположить, про зависимость от температуры, но по слухам если эта зависимость и есть, то очень слабая. Говорили, что можно снимать одну серию Биасов на несколько фотосессий. Но все равно он получается сидит в Дарке! Таким образом у нас есть случайный процесс являющийся суммой двух - теплового шума и шума чтения и снимая дарк мы таким образом определяем их сумму. К стати по информации с астрофорума для термостабилизированных камер и при условии, что выдержка Дарка соответствует выдержке Лайта MaximDL Биасы в расчете не использует...
Вообще из теории случайных процессов получается, что нам необходимо не из каждого кадра вычитать Мастердарк, а уже из суммы, что возможно только только в случае, если между кадрами нет смещения и вращения или же использовать отрицательные значения яркости для каждого отдельно взятого пикселя. В противном случае для слабого сигнала может возникнуть ситуация Сигнал+ТепловойШум = 10, а средний тепловой шум для пикселя = 12. 10-12 = -2, а мы округляем до нуля... Хотя возможно, что для настолько слабый полезный сигнал просто пропадает на фоне свечения того же неба. И вся эта "кухня" смысла не имеет. Интересно как делается в программах по сложению снимков?... Вроде как Iris может работать с отрицательными значениями, но не уверен.
Ладно, дальше продолжу в соответствии с "классическими" канонами .
Вообще из теории случайных процессов получается, что нам необходимо не из каждого кадра вычитать Мастердарк, а уже из суммы, что возможно только только в случае, если между кадрами нет смещения и вращения или же использовать отрицательные значения яркости для каждого отдельно взятого пикселя. В противном случае для слабого сигнала может возникнуть ситуация Сигнал+ТепловойШум = 10, а средний тепловой шум для пикселя = 12. 10-12 = -2, а мы округляем до нуля... Хотя возможно, что для настолько слабый полезный сигнал просто пропадает на фоне свечения того же неба. И вся эта "кухня" смысла не имеет. Интересно как делается в программах по сложению снимков?... Вроде как Iris может работать с отрицательными значениями, но не уверен.
Ладно, дальше продолжу в соответствии с "классическими" канонами .
Re: Руководство по технике астрофотографии
Воизбежание недоразумений хочу сказать, что все ниже и выше написанное является воспроизведением моего понимания процесса и, если окажется, что я что либо понимаю не правильно, то я буду только рад обоснованной критике и разъяснениям.
Сколько снимков делать?
Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к математике. Дело в том, что каждый отдельный кадр является одиночным замером уровня яркости пикселя - сигнала или шума. Каждый новый замер (снимок) будет давать нам новое значение яркости. В идеальном случае для Лайтов и Дарков это обусловлено только квантовым шумом, т.е. точность определения количества попавших на датчик фотонов пропорциональна корню из их числа. Мы же хотим знать истинный средний уровень яркости пикселя или говоря математическим языком - среднее генеральной совокупности Сг. Дело в том, что сделав конечное количество замеров мы никогда, разве что абсолютно случайно, не определим эту величину. Однако с каждым новым замером мы будем все ближе и ближе приближаться к ней. Получаемое таким образом среднее называется средним выборки. Математичесики это выглядит так:
Сг = Св ± k·s/корень(n)
где,
s - среднеквадратичное отклонение, определяется только самим процессом. Для темнового шума и полезного сигнала равно корню из матожидания, т.е. Сг.
k - коэффициент определяющий надежость результата, чем больше k тем с большей вероятностью Сг окажется в выбранном нами диапазоне.
n - число замеров (кадров).
Сколько снимков делать?
Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к математике. Дело в том, что каждый отдельный кадр является одиночным замером уровня яркости пикселя - сигнала или шума. Каждый новый замер (снимок) будет давать нам новое значение яркости. В идеальном случае для Лайтов и Дарков это обусловлено только квантовым шумом, т.е. точность определения количества попавших на датчик фотонов пропорциональна корню из их числа. Мы же хотим знать истинный средний уровень яркости пикселя или говоря математическим языком - среднее генеральной совокупности Сг. Дело в том, что сделав конечное количество замеров мы никогда, разве что абсолютно случайно, не определим эту величину. Однако с каждым новым замером мы будем все ближе и ближе приближаться к ней. Получаемое таким образом среднее называется средним выборки. Математичесики это выглядит так:
Сг = Св ± k·s/корень(n)
где,
s - среднеквадратичное отклонение, определяется только самим процессом. Для темнового шума и полезного сигнала равно корню из матожидания, т.е. Сг.
k - коэффициент определяющий надежость результата, чем больше k тем с большей вероятностью Сг окажется в выбранном нами диапазоне.
n - число замеров (кадров).
Последний раз редактировалось SlesVyach 29 авг 2010, 22:17, всего редактировалось 3 раза.
Re: Руководство по технике астрофотографии
Величину Св при достаточной серии кадров можно считать случайной величиной распределенной относительно Сг по нормальному закону распределения с матожиданием Сг и дисперсией Сг/n. Когда мы калибруемся, то из Св лайтов мы вычитаем Св дарков. Таким образом точность калибровки будет определяться разностью двух случайных величин распределенных по нормальному закону.
s = корень(Сгд/nл + Сгд/nд)
В таблице приведено относительное изменение дисперсии (точности калибровки):
Цифры даны по отношению к точности при количестве калибровочных кадров равном количеству кадров в основной серии. Меньшие значения соответствуют большей точности.
Можно сделать вывод, что оптимальное по трудозатратам количество калибровочных кадров равно количеству кадров в основной серии или немного больше. В тоже время калибровать один часовой лайт пятьюдесятью биасами не имеет никакого смысла.
Что получается:
Мы имеем два линейно зависящих от времени экспозиции источника сигнала — это собственно полезный сигнал и тепловой шум и один не зависящий от нее — шум чтения.
Для сигнала зависящего от времени экспозиции:
Точность определения Сг возрастает возрастает как корень из количества пойманных фотонов, что равнозначно корню из времени экспозиции, так как при этом снижается s.
Точность определения Сг возрастает как корень из количества кадров n.
Для сигнала не зависящего от времени экспозиции:
Точность определения Сг возрастает как корень из количества кадров n.
Попытаемся сравнить две серии кадров:
одна 16 кадров по одной минуте минуты, а другая четыре кадра по четыре минуты.
Точность определения Сг полезного сигнала — одинаковая.
Точность определения Сг темнового шума — одинаковая.
Точность определения Сг шума считывания — в серии из 16 кадров больше в корень из 16/4 - два раза.
s = корень(Сгд/nл + Сгд/nд)
В таблице приведено относительное изменение дисперсии (точности калибровки):
n отн. | K |
0,25 | 1,58 |
0,5 | 1,22 |
1 | 1,00 |
2 | 0,87 |
4 | 0,79 |
8 | 0,75 |
беск. | 0,71 |
Можно сделать вывод, что оптимальное по трудозатратам количество калибровочных кадров равно количеству кадров в основной серии или немного больше. В тоже время калибровать один часовой лайт пятьюдесятью биасами не имеет никакого смысла.
Что получается:
Мы имеем два линейно зависящих от времени экспозиции источника сигнала — это собственно полезный сигнал и тепловой шум и один не зависящий от нее — шум чтения.
Для сигнала зависящего от времени экспозиции:
Точность определения Сг возрастает возрастает как корень из количества пойманных фотонов, что равнозначно корню из времени экспозиции, так как при этом снижается s.
Точность определения Сг возрастает как корень из количества кадров n.
Для сигнала не зависящего от времени экспозиции:
Точность определения Сг возрастает как корень из количества кадров n.
Попытаемся сравнить две серии кадров:
одна 16 кадров по одной минуте минуты, а другая четыре кадра по четыре минуты.
Точность определения Сг полезного сигнала — одинаковая.
Точность определения Сг темнового шума — одинаковая.
Точность определения Сг шума считывания — в серии из 16 кадров больше в корень из 16/4 - два раза.
Re: Руководство по технике астрофотографии
Спасибо за обзор. Познавательно и глубоко исследована проблема астрофотографии. Рынок в настоящее время предлагает широкий ассортимент окулярных цифровых камер. Например, LP, DSI, DCT и TDC - цифровые камеры, специально предназначенны для телескопов. Не могли бы Вы дать оценку этим камерам и выбрать из них золотую середину (из последних). Раньше использовал Зенит-3М. Неплохие получались снимки. Удачно получилась комета Хейла-Боппа с хвостом. Пленка в этом случае беспрестрастна: что есть, то есть при правильно установленной экспозиции и зернистости. Сейчас уверенно выбор сделал на цифровой фотокамере Canon 1000D, предлагаемой в обзоре. Цена вполне доступна порядка 19 т.р. До этого обзора были сомнения в выборе.
Специально для этих целей приобрел окуляры семейства Baader Hiperion 10mm и 17mm. Телескоп Мeade DS 2130AT-TC.
С уважением,
Владимир
Специально для этих целей приобрел окуляры семейства Baader Hiperion 10mm и 17mm. Телескоп Мeade DS 2130AT-TC.
С уважением,
Владимир
Re: Руководство по технике астрофотографии
[/attachment][tab=30]
Я счастливый обладатель камеры DCT 500. Три года назад снимал Луну через телескоп МИЦАР. Снимать можно только что-то очень яркое - Луну, Солнце, планеты. На МИЦАРЕ фокусер был самодельный, на резкость трудно было навестись. Фото Луны хранятся на диске, в архиве. Научусь вставлять картинки, покажу. Качество не самое плохое.
[tab=30]
Камера живая, с новой трубой 200/1000 хочу снова поснимать Луну и возможно Юпитер.
[attachment=0]DCT_500_Луна.jpg
Pegas писал(а):... Рынок в настоящее время предлагает широкий ассортимент окулярных цифровых камер. Например, LP, DSI, DCT и TDC - цифровые камеры, специально предназначенны для телескопов.
[attachment=0]DCT_500_Луна.jpg
Re: Руководство по технике астрофотографии
Хмм... Мицар-это ж вроде рефлектор...А почему тогда - "только что-то очень яркое" ? Дипскай не получится снять? Думал,что в Ньютоны любые объекты можно снимать и в этом их преимущество перед рефракторами,типа...Или все дело в камере ?SV49 писал(а): ...снимал Луну через телескоп МИЦАР. Снимать можно только что-то очень яркое - Луну, Солнце, планеты.
Задал как то вопрос на сайте "4глаза" ихней "техподдержке" по поводу фотографирования дипов с помощью популярного Synta Sky-Watcher BK 707AZ2. Ответили,что можно. Врут ?
- Вложения
-
- вопрос.JPG (39.86 КБ) 29817 просмотров
Re: Руководство по технике астрофотографии
BK707 да еще на монтировке AZ2 едва-ли можно использовать как астрограф, тем более дипскай объектов. Для этого нужна по меньшей мере монтировка с часовым ведением и желательно более светосильный объектив (1:5-1:6) с апохроматической коррекцией.
Насчет камеры T130 NG я практически ничего не знаю, но судя по ее описанию как-то странно говорить о съемке дипская на сенсор размером 3.6х4.6 мм: в фокусе BK707 это будет поле зрения примерно 17х22 угл. минуты.
Насчет камеры T130 NG я практически ничего не знаю, но судя по ее описанию как-то странно говорить о съемке дипская на сенсор размером 3.6х4.6 мм: в фокусе BK707 это будет поле зрения примерно 17х22 угл. минуты.
Re: Руководство по технике астрофотографии
Уфф... Все больше начинаю думать,что для съемки дипов/созвездий начинающему вовсе можно обойтись одной цифрозеркалкой и "монтировкой" на амбарной петле.Для того чтобы получить начальный опыт.Сами фотки,наверное,для этого этапа можно получить вполне сносные.Ну и осваивать различный софт для постобработки фото(я так понимаю,что эта стадия-половина успеха,если не больше).
Re: Руководство по технике астрофотографии
На самом деле всё зависит от "прямизны рук" и желания/умения. Кто-то (например, я) попробовав снимать на ахроматах, решает, что качество картинки не соотвествует требованиям и заниматься постобработкой этих снимков будет неэффективно. А кто-то, потратив силы и знания, получил уникальный опыт и достиг блестящих результатов, насколько это возможно на ахроматах. Например, Игорь Березенцев, публикующий фото на астрофоруме и старлабе под ником Berg.concretе писал(а):Уфф... Все больше начинаю думать,что для съемки дипов/созвездий начинающему вовсе можно обойтись одной цифрозеркалкой и "монтировкой" на амбарной петле.Для того чтобы получить начальный опыт.Сами фотки,наверное,для этого этапа можно получить вполне сносные.Ну и осваивать различный софт для постобработки фото(я так понимаю,что эта стадия-половина успеха,если не больше).
Он, кстати, и практикует астрофото на малых самодельных и доведенных до ума монтировках.
Ну а роль постобработки трудно переоценить. Хотя, таская картинку из программы в программу нужно помнить и о грани, за которой астрофотография превращается в астрокартинку, не имеющую ничего общего с реальным объектом съемки.
Re: Руководство по технике астрофотографии
Жеесть ! ... На мой нубский взгляд-это какой то суперзапредельный уровень.Так то понимаю,что результат зависит от желания и пряморукости.От таких то,например снимков(снятых "на коленке") эмоций через край.
- Вложения
-
- дипы.JPG (47.36 КБ) 29793 просмотра
Re: Руководство по технике астрофотографии
А в чем смысл этой конструкции ? Два фотика на одной монтировке.Это значит,что один снимает,а другой -в качестве гида что ли ?
- Вложения
-
- montirovka-4_1_ed300.512.jpg (77.92 КБ) 29791 просмотр
Re: Руководство по технике астрофотографии
Это вопрос к авторуconcretе писал(а):А в чем смысл этой конструкции ? Два фотика на одной монтировке.Это значит,что один снимает,а другой -в качестве гида что ли ?
Re: Руководство по технике астрофотографии
concretе писал(а):Хмм... Мицар-это ж вроде рефлектор...А почему тогда - "только что-то очень яркое" ? Дипскай не получится снять? Думал,что в Ньютоны любые объекты можно снимать и в этом их преимущество перед рефракторами,типа...Или все дело в камере ?
Задал как то вопрос на сайте "4глаза" ихней "техподдержке" по поводу фотографирования дипов с помощью популярного Synta Sky-Watcher BK 707AZ2. Ответили,что можно. Врут ?
Re: Руководство по технике астрофотографии
Жаль,что фото не можете выложить...жуть как посмотреть охота
А если взять другую камеру-какую нибудь цифро-зеркалку ,то может получиться лучше ?
А если взять другую камеру-какую нибудь цифро-зеркалку ,то может получиться лучше ?
Re: Руководство по технике астрофотографии
concretе писал(а):Жаль,что фото не можете выложить...жуть как посмотреть охота
А если взять другую камеру-какую нибудь цифро-зеркалку ,то может получиться лучше ?
- Вложения
-
- Юпитер снят на Кэнон 550, телескоп - рефлектор 200/1000, ЛБ 3х.
- _MG_5437.jpg (84.66 КБ) 29321 просмотр
Re: Руководство по технике астрофотографии
Галактика М 51, снято 15 марта. Слева лучший одиночный кадр, справа - сложено 25 кадров с выдержками от 45 до 70 секунд.
Фотоаппарат Canon EOS 550D на экваториальной монтировке, в прямом фокусе Ньютона 200/800, ИСО 3200.
Последний раз редактировалось SV49 29 май 2015, 22:12, всего редактировалось 1 раз.
Re: Руководство по технике астрофотографии
А это точно, что все 25 кадров сложились? DeepSkyStacker не любит складывать снимки с разной выдержкой. Лишние отбрасывает. Что он писал перед сложением или после сложения?SV49 писал(а):[tab=30]
Слева лучший одиночный кадр, справа - сложено 25 кадров с выдержками от 45 до 70 секунд.
М51 неплохо получилась. Объект сложный для начинающих.
Re: Руководство по технике астрофотографии
Чтобы складывать разные по выдержке/ISO кадры - можно выделить снимки в списке и тыкнуть правой кнопкой мыши "свойства" и ручками выставить одинаковые параметры. Или это не сработает?
мертвый друг не предаст.
HEQ5 + SW2008(GSO Comacorr) + Ra72 + A70lf + qhy5/ Ler 3, ES 4.7, ES 8.8, ES 24
HEQ5 + SW2008(GSO Comacorr) + Ra72 + A70lf + qhy5/ Ler 3, ES 4.7, ES 8.8, ES 24
Re: Руководство по технике астрофотографии
Весной у М51 очень удачное положение. Монтировка без гидирования позволяет делать выдержку до 120 секунд. А больше мешает засветка от вновь зажженного фонаря.
Re: Руководство по технике астрофотографии
SlesVyach писал(а):
Астрофотография — Лайты Дарки Биасы Флэты. ...
Если записать это в виде формулы получится:
Signal = (Light – Dark' – Bias') / Flat.
«Будем искать» (оттуда же).