Труба 130 мм 1:7 ED-триплета от United Optics
История
Труба для тестов была предоставлена Сергеем Ларионовым. Судя по всему, это именно то, что продается как "суперапохромат" от DeepSky и апохромат 6000-серии от Meade. См. домашнюю страничку инструмента на сайте Kunming United OpticsХарактеристики с сайта производителя:
- Ручная традиционная полировка поверхностей.
- Схема апохроматического триплета.
- Многослойное просветляющее покрытие всех поверхностей и чернение нерабочих поверхностей линз.
- Труба из анодированного алюминия
- Юстировочные винты на оправе объектива и юстируемое положение линз в оправе.
- Скользящая светозащитная бленда.
- Крепежные кольца и пластина ласточкина хвоста.
- Двухскоростной 3" фокусер
Первые впечатления
Первое впечатление от трубы было весьма положительным:- Очень тяжелый (10 кг!) и габаритный инструмент под нее минимально подходящая монтировка это EQ5, а лучше HEQ5 - все остальное не даст ни спокойно наблюдать, ни тем более фотографировать
- Ничего лишнего в конструкции - все на месте и предельно функционально. Без гламурной пыли.
- Фокусер Крейфорда с двумя степенями свободы: возможен разворот вокруг оси как механизма фокусировки, так и 2" окулярной трубки (с зажатым в ней диагональным зеркалом или фотокамерой).
- Отличные очень надежные крепежные кольца.
- Довольно неплохая традиционная светозащита внутренности трубы: черная матовая краска, пара диафрагм.
- Качественная покраска, солидное механическое оформление.
- Оптическая схема: тонкий триплет с линзами, которые разделены тонкими воздушными промежутками.
- Просветление выполнено очень качественно - блики от оптических поверхностей неяркие, приглушенные.
- Крышка объектива (точнее на бленду) из металла, навинчивающаяся.
Сравнения габаритов с моим ED80
Сравнение с 80 мм ED-апохроматом от Sky Watcher80 мм ED от Sky Watcher выглядит Золушкой рядом с этим исполином, у него фиксированное положение бленды против выдвижной, скромный односкоростной фокусер без возможности его разворота против двухскоростного с двумя степенями свободы, яркие ядовито-зеленые блики от линз у 80ED против приглушенных голубоватых у 130 мм триплета. Правда зато труба триплета (с кольцами) весит 10 кг, габариты (по бленде и полной длине без диагонали и с задвинутой блендой) Ф178х815 мм. Размер трубы без учета бленды и фокусера Ф140х650 (с объективом) и Ф140х570 (без объектива), толщина стенки трубы 2.5 мм.
Узлы телескопа по отдельности
ОбъективОтражения от 6-ти поверхностей линз демонстрируют высокое качество эффективных многослойных покрытий. Апертура в точности 130 мм, без намека на обрезание как оправой объектива так и внутренними светозащитными диафрагмами или трубкой фокусера. Одна из линз изготовлена из стекла FK61 - аналога FPL51 производства CDGM Glass Company Ltd. базирующейся на Китайскую производственную базу.
Оправа объектива
Оправа триплета позволяет независимо двигать каждую из трех линз объектива относительно пары других добиваясь идеальной центрировки (6х3 юстировочных потайных винтов с прямым шлицом), устраняя таким образом поперечный хроматизм и кому на оси. Оправа крепится к фланцу трубы при помощи 3 пар юстировочных винтов, то есть возможна юстировка всей оправы в сборе относительно фокусера для устранения перекоса фокальной плоскости и астигматизма на оси. Замечена пара странной формы вырезов в оправе, возможно технологического характера.
Внутренность трубы
В трубе расположена пара светозащитных диафрагм, внутренность покрашена матовой черной краской, к сожалению краска сыпется и ее чешуйки размером 0.5-1 мм заметны на внутренней поверхности объектива.
Фокусер снятый с трубы
Детали частично разобранного фокусера
Фокусер разбирается на семь основных деталей и узлов (в порядке их расположения от трубы):
- Фланец крепления фокусера высотой 15 мм присоединяемый к трубе по резьбе м136х1 и предоставляющий конус крепления фокусера длиной 12 мм и диаметрами Ф102/96. Между фланцем и фокусером - тонкое тефлоновое колечко белого цвета.
- Корпус фокусера (габарит Ф117х67 мм) с двухскоростным механизмом (подвижная часть ходит по двум парам самоцентрирующихся подшипников качения). Он крепится к фланцу тремя потайными винтами под 2 мм шестигранник и винтом М4-19. Один оборот маховичка грубой фокусировки двигает трубка фокусера на 18 мм, маховичку тонкой фокусировки для этого требуется примерно 11.5 оборотов. Имеется пара винтов регулирующих работу фокусера: потайной под 4 мм шестигранник - регулирует силу прижима подвижной части к направляющим подшипникам и соответственно усилие на маховичке фокусера, с большой блестящей головкой - М5-25 с пластиковым наконечником - стопорный винт фиксирующий найденную фокусировку.
- Подвижная часть фокусера (трубка) со мерной шкалой длиной 100 мм. Трубка движется поджимаемая с одной стороны двумя парами направляющих подшипников, а с другой - прижимным валиком/осью на которой сидят маховички фокусировки и виньер тонкой фокусировки. Габариты трубки Ф99х175 с внутренним диаметром Ф87 мм. Прижимной валик прокатывается по стальной довольно шероховатой платине (114х26 мм) прикрепленной продольно к трубке. На окулярном конце трубки крепится фланец для крепления конуса тремя потайными винтами и фиксирующим винтом с никелированной рифленой головкой.
- Рифленое прижимное кольцо с конусом (длина 11 мм Ф88/82) и тефлоновым антифрикционным колечком. Внутренний диаметр отверстия в этой детали Ф77.6 мм.
- Промежуточное кольцо длиной 7 мм с резьбой М92х1
- Присоединительное 2" кольцо с компрессионным кольцом. Компрессионное кольцо поджимается тремя никелированными винтами М4-19 с рифлеными головками. Резьба для присоединения к пром. кольцу М68х1
- Переходник 2"-1.25" высотой 6.7 мм, баррелем длиной 24 мм с 1.25" компрессионным колечком, которое поджимается одним винтом М4-19. переходник имеет резьбу М48х0.75 для 2" окулярных фильтров.
- Пластиковая пробка затычка 1.25"
Тестирование по искусственной звезде
Зарисовки внефокалов в разных цветах примерно на 0.06 мм от точного фокусаИспытание по искусственной звезде показало совсем небольшую остаточную сферическую аберрацию (менее 1/6 дл. волны), которая не портила изображение и в общем-то была едва заметна только на внефокалах. Величина этой аберрации оказалась минимальной для желто-оранжевой части спектра и максимальна для сине-фиолетовой. Остаточный хроматизм оказался в пределах разумного для апохромата с фокусным 910 мм: в предфокале - очень небольшой ореол лилового цвета, в зафокале - зеленоватого. Похоже на W-образную коррекцию. При этом эти несовершенства были видны только на очень ярких контрастных тест-объектах и с увеличением за 300х. Но надо признать, что в отличии от 80 мм ED-триплета того же производителя не приходилось очень уж ломать глаза, чтобы увидеть остаточный хроматизм - тут он, что называется, уже бросался в глаза. Не думаю, что эти аберрации заметно ухудшат контраст изображений при реальных наблюдениях. Определенно мы имеем дело с очень качественным реальным апохроматом. Во время испытаний обратил внимание на много меньшую кривизну/астигматизм по полю зрения этого объектива по сравнению с более короткофокусными рефракторами. Широкоугольные визуальные наблюдения ограничиваются только качеством коррекции полевых аберраций окуляра (я использовал 16 мм Nagler и 30 мм Explore Scientific). Для фотографических работ даже и на кропнутый кадр флатнер не будет лишним, хотя необходимость в нем менее очевидна, чем в более короткофокусных ахроматах.
Испытания и сравнение изображения с SW ED80 Pro
Белые ночи в разгаре и это не лучший сезон для тестов астрономической оптики. Остается Солнце. По нему мне удалось погонять трубу этого телескопа в полной мере.Сделать фильтр из Астросоларовской пленки - дело на час-полтора. У меня припасен рулончик этого материала (Astrosolar Photo 3.8 Baader) как раз для таких случаев. Сначала накрутил и проклеил клеем ПВА полоску плотной бумаги шириной 25 мм в 3-4 оборота на объектив трубы - это будет посадочный корпус фильтра. Потом вырезал и гофрокартона колечко внутренним диметром 132 мм и внешним 155 мм. Склеил кольцо и корпус между собой, вырезал из Астросоларовской пленки круг 155 мм диаметром и прикрепил его полосками скотча снаружи этой бумажной оправы. Фильтр - готов.
Детальное наблюдения Солнца в тестируемый 130 мм 1:7 ED-триплет и параллельно в 80 мм 1:7.5 ED-дублет производил 5-го июня в девятом часу утра, когда Солнце уже достаточно поднялось, чтобы атмосферная дисперсия не слишком мешала, и в тоже время оно еще не прогрело землю настолько, чтобы спровоцировать слишком сильные восходящие потоки. Так что разрешение атмосферы был очень неплохим. Триплет с Астросоларовским полноапертурным солнечным фильтром был установлен на NEQ6, 2" диагональ - самая бюджетная от SW. Дублет со стеклянным фильтром Сеймусолар был установлен на Порте от Виксен, диагональ такая-же. Окуляры Наглера с фокусными 16 мм и 11 мм, Explore Scientific 6.7 мм и 4 мм Радиан давали на триплете увеличения 57, 83, 136 и 228, а на дублете 38, 55, 90, 150. Кроме того, для того, чтобы добить уровень яркости после фотографического апертурного фильтра до приемлемой я при наблюдениях в триплет использовал нейтральный лунных окулярный фильтр.
На Солнце было 6-7 групп пятен на любой вкус: несколько крупных с полутенью, множество мелких вплоть до так называемых пор, а по краю лимба хорошо просматривалась факельная сетка. Замечательный объект для наблюдений. Триплет строил отличное изображение Солнца. Пожалуй я еще не имел возможности наблюдать его фотосферные образования с таким контрастом и столькими подробностями. 16 мм Наглер предоставлял наиболее контрастную картинку солнечного диска, уже при его 57-кратном увеличении просматривалась зернь грануляции, все пятнышки вырезаны как бритвой. При переводе сфокусированного диска солнца к краю поля зрения разрешение на его поверхности заметно ухудшалось - был заметен хроматизм увеличения и отчасти астигматизм. Небольшое исследование показало, что это проявляются собственные аберрации Наглера, триплет же вносил только незначительную кривизну поля зрения, которая при визуальных наблюдениях легко купировалась аккомодацией глаза. 11 мм Наглер, пожалуй, давал наиболее информативное изображение - весь диск Солнца с большим запасом был виден в его поле зрения, полевые аберрации окуляра были почти незаметны (у 11 мм Наглера хроматизм увеличения поменьше, чем у 16 мм), хотя для рассматривания подробностей приходилось переводить заинтересовавший участок в центр поля зрения. Обнаружилось множество мелких пятнышек, факельная сетка, как и грануляция стала просматриваться более уверенно, в полутеневой оторочке пятен стала видна их радиальная структура (типа спиц у колеса), ядра крупных пятен развалились на отдельные фрагменты. Наиболее комфортными были наблюдения в 6.7 мм 82-градусный Explore Scientific - увеличение под 140х, детали видны много крупнее, чем в 11 мм Наглер, но контраст несколько хуже (стало заметно влияние атмосферной дисперсии) и детализации не прибавилось. На таком увеличении уже приходилось ожидать окон атмосферной стабильности, довольно часто подправлять тонкую фокусировку. 4 мм Радиан оказался не у дел - изображение уже очень сильно мылит, кроме дифракционного потолка сильно давит неспокойствие дневной атмосферы.
В процессе наблюдения сделал уже опубликованный в профильной теме рисунок Солнца. Дублирую ссылку на него и тут. Замечу, что детализация в окуляр намного богаче представленного на рисунке и отдельных врезках.
Параллельно смотрел с теми-же окулярами (только без окулярного фильтра) и в 80 мм ED-дублет. Сравнение шокирующее - всякий раз при переходе к окуляру в моем телескопе такое впечатление, будто по изображению солнца проходятся стирательной резинкой. С 16 мм Наглером (по сравнению с триплетом) поверхность Солнца кажется гладкой - нет и намека на шершавость грануляции, группы пятен представлены только самыми крупными своими членами, факелы практически не просматриваются. С 11 мм Наглером деталей прибавилось, но нет той информативной насыщенности как при наблюдениях в 130 мм триплет: полутени пятен размазаны и неконтрастны, пропало множество мелких пятнышек, факелы приходится высматривать и они только у самого края солнечного диска. С 6.7 мм Explore Scientific детализация насыщается, но изображение все еще много беднее чем через триплет. Я сделал зарисовки того, как выглядят в 80ED те-же группы пятен, что и на врезках рисунка выше.
Кроме общих потерь в контрасте, на изображении 80 мм дублета нет ни грануляции, ни радиальной структуры в полутенях, края полутеней размазаны, а не резкие. Конечно, Солнце на порядок информативнее выглядит в 130 мм триплет, хотя эта информативность на момент наблюдений и ограничивалась атмосферой. Труба могла бы показать еще больше.
Кроме того следует отметить, что хроматическая коррекция в триплете (несмотря на его большую светосилу) заметно более совершенна - хроматические ореолы меньше и в значительно меньшей степени снижают контраст на предельных по разрешению увеличениях.
Если раньше мне казалось, что мой SW ED80 Pro вполне хорош, то теперь мне долго придется оправляться от шока сравнения. Если перефразировать известную песенку - лучше ED-дублетов могут быть только ED-триплеты и желательно большей апертуры! И эта прибавка к качеству картинки не предмет академических исследований, видная скажем только в сильный микроскоп, а реальный прорыв.
Тут на днях меня просили сравнить как этот триплет против, скажем, 127 мм АПОЛАР-а. Тут могу только повторить: "130 мм от UO конечно более высокого уровня инструмент, чем Аполар. Он заметно быстрее приходит в чувство при остывании, намного устойчивее к внешним воздействиям (юстировку держит как вкопанный), остаточный хроматизм немногим больше, механика на голову выше того, что предоставляет в своих изделиях НПЗ, меньше габариты. За АПОЛАР, пожалуй, следующие факторы: при удачной юстировке лучше коррекция хроматизма в центре поля зрения, более легкая труба, да и производитель под боком - всегда можно взять его в оборот, отослать инструмент на юстировку, запросить замену испорченной детали и т.д.; заметно лучше исправлены полевые аберрации - у триплета кривизна поля зрения и в меньшей степени астигматизм ограничивают его фотографические возможности даже и на кропнутом кадре (но в визуальном режиме вы их не почувствуете - полевые аберрации окуляров на порядок больше)..."
Выводы и рекомендации
Этот ED-триплет - отличная иллюстрация того простого факта, что величина апертуры и качество коррекции остаточных аберраций "рулят" и рулят со страшной силой. Если вы хотите реального прорыва в Лунно-планетных и Солнечных наблюдениях этот инструмент придется вам ко двору. Но при этом надо помнить о том, что это 10 кг живого веса и на монтировку слабее HEQ5 я бы его не вешал. Коррекция аберраций в инструменте столь совершенна, что надо обращать серьезное внимание на подбор окуляров к нему: возможно не стоит гнаться за форсированным полем зрения, лучше ограничиться 68-72 градусными окулярами с идеальной коррекцией полевых аберраций вроде Delos, Pentax XW, Panoptic или на худой конец 68-градусниками от Explore Scientific.