"Аполар" - 125 мм трехкомпонентный апохроматический телескоп от НПЗ
В мои руки случайно на небольшое время попал этот телескоп - хозяин жаловался на его качество изображения и попросил, посмотреть. Я воспользовался случаем чтобы поближе познакомиться с этим по-своему уникальным инструментом. В отличие от других апохроматов его апохроматическая коррекция достигается без использования так называемых "особых" стекол. Особые стекла (стекла со сверхнизкой дисперсией, флюорит, особые кроны и флинты) очень капризны в производстве и потому весьма дороги, но зато позволяют радикально уменьшить вторичный спектр (а часто и сферохроматизм) одно- и двухкомпонентных линзовых объективов: дублетов, триплетов и Пецвалей. Это позволяет получать изображения звезд без ярких лиловых ореолов и улучшить детализацию линзовых телескопов. НПЗ реализовали другой принцип исправления вторичного спектра - разнесенную схему расположения трех компонентов: первой простой положительной линзы и пары линзовых дублетов в средней части трубы (ближе к фокусу). Трехкомпонетная схема (линза + склейка + склейка) наряду с подавлением хроматизма позволила в значительной степени исправить и другую проблему классического ахромата - астигматизм и кривизну поля зрения.Труба телескопа поставлялась вот в таком фанерном ящике (габариты 1220х260х230 мм и вес с содержимым 16 кг).
Ящик весьма удобен, хотя и удваивает носимый вес трубы. Удобная ручка и три надежных замка. Труба надежно фиксируется в лонжеронах обитых бархатом.
Труба снабжена отделяемой металлической блендой-противоросником внутренним диаметром 164 и длиной 190 мм (рабочая длина 150 мм - чуть больше апертуры). Противоросник крепится к переднему фланцу трубы парой винтов М2.5. Длина трубы 1100 мм (от переднего обреза противоросника до конца полностью утопленного фокусера), а без бленды 960 мм. Диаметр трубы под крепежные кольца 103 мм. Труба была укомплектована 2" классическим фокусером Крейфорда с полной разностью хода 105 мм и переходником 2"-1.25".
Гравированные надписи на фронтальном кольце телескопа
Фокусер (без переходника), полный ход 105 мм
Кольца крепления труба на монтировку от НПЗ (внутренний диаметр 103 мм)
Полюбовавшись этим "богатством" я должен был приступить к тестированию и юстировке.
После суток отстоя трубы в ящике на балконе вынес пасмурным вечером во двор, установил на свою монтировку от Старфаиндера (притянул к крепежной площадке резиновыми жгутами - получилось довольно жестко). В качестве тест объекта использовал искусственную звезду от Астрозапа, примерно в 150 метрах. 4 мм окуляр показал кому с размером хвоста примерно в 4-5 колец причем ядро комы было разукрашено хроматизмом: синим в сторону хвоста, красным в противоположную. То есть кома порядка половины длины волны, типа такого: Хм... Ладно. Возможно влияние этой комы и мешало хозяину инструмента увидеть все преимущества Аполара, на которые он рассчитывал. Понес телескоп домой - посмотрел на автоколимационные блики. Если спереди все блики выстраивались в более-менее ровную струнку, то со стороны фокусера один (похоже от ближайшей поверхности) отчетливо и намного выбивался из строя. Проверка лазерным коллиматором также показала одно отражение, которое ни как не хотело проваливаться в центральное отверстие мишени. Вероятно, наклон одной из поверхностей объектива (и скорее всего в последнем ближайшем к фокусеру компоненте) и создает означенную проблему с коллимацией.
Бросил на звездочетовский Форум сообщение с призывом о помощи в юстировке. Агеев, а потом Лев Парко (спасибо обоим!) оперативно отозвались в течении пары дней. Инструкция по юстировке, которую прислал Агеев предлагала не лезть внутрь трубы и не пытаться коллимировать внутренние компоненты Аполара (это по его словам неразборный блок), а скомпенсировать их подвижками передней одиночной линзы. Для этого при разработке телескопа были предусмотрены два сорта юстировочных подвижек: (1) смещения линзы в подвижной части оправы поперек оси трубы и (2) наклоны линзы относительно этой оси. Смещения линзы оказывают большей частью влияние на поперечных хроматизм ("светофор"), а наклоны призваны скомпенсировать кому.
Запасся инструментом. Ключи на 7 и на 8, две плоских отвертки с тонким и более толстым жалом
Снял противоросник (он крепится уже упомянутой парой винтов), под ним обнаружил кольцо защищающее юстировочные винты.
Кольцо крепится парой диаметрально расположенных винтов под плоский шлиц. Снял кольцо (сдвигается в сторону фокусера), под ним обнаружились две группы юстировочных винтов (по три в каждой группе). На рисунке мы видим по одному из них: один с плоским шлицом и контргайкой - радиально к оправе предназначен для введения поперечных смещений переднего компонента, второй - болт на 7 с коаксиальной гайкой стопором параллельно оси трубы служит для регулировки наклонов переднего компонента относительно оси трубы. Концы обоих видов винтов затянуты контргайками, радиальные на 8, продольные на 7.
Перед юстировкой я эти гайки конечно снял.
Кроме того рядом с одним из радиальный винтов можно найти утопленную головку стопорного винтика, который надо выкрутить на три-четыре оборота, что позволит перед юстировкой ослабить (на пол оборота) фронтальное кольцо (с надписями) поджимающее линзу и фиксирующее результаты предыдущей юстировки.
Опять вынес трубу на улицу и навелся на искусственную звезду (изображение искусственной звезды пасмурным вечером меньше подвержено вредному влиянию тепловых токов воздуха). После отстоя в течение примерно пары часов (при этом вид изображения звезды менялся самым причудливым образом!) приступил к юстировке по виду изображения искусственной звезды на 225х (4 мм Радиан).
Прежде всего я постарался устранить "светофор" вращением радиально расположенных юстировочных винтов. Процедура проста: ослабить отверткой (выкрутить) радиальный юстировочный винт или на один полный оборот со стороны красного конца "светофора", а потом вкрутить противоположный (противоположные) до легкого упора, посмотреть на результаты (уменьшилось проявление поперечного хроматизма или увеличилось, не поменялось ли направление) и далее повторить цикл до исчезновения линейного окрашивания изображения "звезды" нащупывая правильное положение линзы. Надо только помнить о том, чтобы не пережать оправку линзы в течение этой процедуры - всегда сначала ослаблять пару винтов, а только затем поджимать третьим (смещая линзу). При этом кома несколько меняла свою форму и даже ориентацию - решил не обращать пока на это внимание. Примерно за три итерации я добился неплохой монохромности изображения.
Далее я приступил ко второй части юстировочной процедуры - устранению комы на оси. Тут цикл заметно более хлопотный. Изучаю величину и ориентацию хвоста комы в изображении искусственной звезды в центре поля зрения. Затем нахожу юстировочный винт с той стороны трубы куда направлен хвост комы, ослабляю на нем на один оборот коаксиальную гайку-стопор гаечным ключом на 7.
Затем я чуть выкручиваю головку юстировочного болта тем-же гаечным ключом на 7 (кстати, очень неудобный там конструктив - трудно сделать даже и 1/6 поворота обычным ключом). Вначале юстировки кручу по смелее, на последних шагах по чуть-чуть.
и фиксирую сдвиг, вкручивая гайку стопор до упора (но без фанатизма - под конец само усилие затыгивания этих стопоров может использоваться как юстировочное). Смотрю результат процедуры, сравнивая ориентацию хвоста и его величину с достигнутым на предыдущем шаге. Соответственно результату опять выбираю юстировочный винт и величину его смещения для повторения шага. Признаться, тут я долго провозился так, как диагональное зеркало сильно мешало ориентации: надо было сообразить как соотносятся верх и низ, лево и право с трубой. Лучше выполнять эту процедуру без диагонали. Но все-же минут через десять хвост комы скукожился до нуля. И я наконец увидел знакомую картинку Эйри - яркое центральное пятно в окружении неяркого колечка, хотя и с неравномерным как-бы трехлучевым распределением яркости по нему... Возможно немного пережал радиальные винты, которыми регулировал "светофор"?
Затем выбрал зазор между фронтальным кольцом (с надписями) и оправой передней линзы телескопа (поворотом кольца по часовой стрелке не доводя до сколь-нибудь заметного сопротивления), законтрил это кольцо винтиком на боку оправы (см. выше).
Потом, понаблюдал кстати вышедший из-за деревьев Юпитер. По сравнению с результатами наблюдений в прошлую ночь Юпитер выглядел по симпатичнее. Хотя БКП и не было видно (не взошло), но детализация для 125 мм была неплохой: пара тропических полос, южная - рыхлая с белесыми проплешинами, северная узкая более контрастная с неровными сложной формы краями, ниже южной полосы - довольно контрастная тонкая полоска, над северной - пара тоненьких полосок в умеренном поясе с едва заметной нарезкой по сев. полярной области. Это все на 225х (Радиан 4 мм).
Кстати, при попытке использовать по Юпитеру мой любимый 6.7 мм ES82 вскрылось крайне неприятное обстоятельство - для того, чтобы сфокусироваться с использованием 2" диагонали от SW не хватало хода фокусера внутрь! На следующую ночь я примерил диагональ от WO и она также не позволила использовать окуляры с около нулевым параметром парфокальности. Дальнейшие промеры показали, что фокусеру не хватает порядка 10 мм, то есть подбирать 2" диагонали под этот телескоп надо тщательно - с удлинением (с учетом высоты переходника 2"-1.25") не более 100 мм!
С чувством удовлетворения свернулся и отзвонился хозяину с победным докладом...
На этом фоне SW120ED выглядел монолитом - качество изображения стояло как вкопанное, хотя и с небольшой комой (2-3 кольца, вероятно, около 0.3 дл. волны), следами сферической и заметным широким темно-синим ореолом вокруг ярких изображений типа Юпитера, Капеллы. Изображение в SW120ED с одним и тем-же окуляром выглядело более ярким, атмосферное рефракционное окрашивание (верхнего и нижнего краев диска планеты) бросалось в глаза, хотя в части детализации оба инструмента (Аполар после повторной юстировки!) были примерно равны.