Тестирование
Тестирование было произведено в течение трех наблюдательных сессий. Одна по искусственной звезде (астрозаповская в 50 метрах от телескопа), две - по натуральному небу ночному (скорее сумеречному) небу. Температура воздуха при тестировании была +7..+9С. Разница температурой хранения инструмента 10..12С. Были использованы две разные 2" китайские диагонали и набор окуляров от TeleVue.По искусственной звезде с увеличением 250х (4 мм Radian)
В условиях неполной тепловой стабилизации и как потом выяснилось с использованием довольно кривой диагонали.
В фокусе хорошо очерченное пятно Эйри в окружении весьма неаккуратного первого кольца. Дифракционное колечко неоднородно - имеются усиления яркости в двух взаимно перпендикулярных направлениях с дополнительным их окрашиванием (красным в одном направлении и зеленоватым в другом). Второе кольцо прослеживается только на продолжении усилений в первом. Близкие внефокалы показывают заметное присутствие астигматизма и довольно явную сферическую аберрацию (недоисправленная). Хроматизм проявляется назойливыми красными кромками во внефокалах. Применение цветных фильтров демонстрирует лучшее разрешение в синем свете и более сильные проявления сферической в красном. Так что сферохроматизм проявляется довольно сильно.
По Полярной
В условиях нестабильной атмосферы.
Дифракционно ограниченное изображение звезды с ясно видимым спутником. Атмосфера проявляется в виде быстропеременных языков света (большей частью окрашенных красным) в ореоле изображения звезды в фокусе. Во внефокалах по прежнему преобладает в первую очередь сферическая аберрация, потом - сферохроматизм, потом - остаточный хроматизм положения, и наконец - астигматизм. Несмотря на букет остаточных аберраций, разрешение большей частью ограничено дифракцией и нестабильностью атмосферы.
По двойным
В условиях более спокойно атмосферы, длительного теплового отстоя и с использованием другой 2" диагонали.
Изображение двойной-двойной в Лире (эпсилон) на высоте примерно 50 градусов близко к идеальному - обе пары разрешаются с большим запасом, компоненты располагаются примерно снаружи первого дифракционного кольца. Эпсилон Волопаса проплывает через поле зрения как на картинке - яркий желтоватый центральный компонент и сбоку - голубоватый спутник с большим черным промежутком между ними. Йота Льва на высоте около 30 градусов - столь же уверенное разрешение этой не самой простой тесной двойной - центральный компонент белесый а следом за ним следует кирпично оранжевый спутник. Эта Северной Короны видна в виде тесной восьмерки, скорее матрешки. 12 Рыси - легко делится с компонентами на первом дифракционном кольце.
Испытание внефокалами по Веге показало, что в фокусе нет и следа астигматизма - он очевидно привносился дефектной диагональю, проявление сферической аберрации сильно уменьшилось по сравнению с предыдущими испытаниями - синий светофильтр показал чуть переисправленную сферическую, зеленый в равной степени немного недоисправленную, красный - уже заметное проявление сферической.
Выводы
Дефектная диагональ едва не заставила усомниться в качестве юстировки инструмента. "Хорошая" диагональ показала, что с юстировкой у объектива все в полном порядке - нет значимых следов ни астигматизма, ни комы. Обнаруженная переменной величины сферическая аберрация - следствие разницы в температур линз дублета в остывающем телескопе: фронтальный передний компонент из флюоритового стекла остывает быстрее, что приводит к усилению его вклада в сферическую аберрацию, а тормозящий (более массивный и внутри трубы) отрицательный компонент вносит слишком мало сферической аберрации противоположного знака. Вот и получается артефактная сферическая аберрация, проявления которой по мере остывания уменьшаются и сглаживаются. Впрочем при большой разнице ночной и дневной температуры (температуры хранения) инструмент вполне может не остыть в этом смысле и за несколько часов. Хроматизм положения несущественный, хотя и легко обнаружим во внефокалах. Главная аберрация - сферохроматизм (разница сферической по спектру), что приводит к усилению яркости первого дифракционного кольца даже и в совершенно остывшем инструменте и небольшому снижению контраста изображения.В целом, инструмент мне понравился. не знаю как он покажет себя в фотографическом режиме, но как визуальный инструмент - он очень хорош (особенно теплыми ночами). Но монтировка под него нужна тяжелая - минимум EQ5.