Чтобы быстро закрыть вкладку с открывшимся изображением, нажмите Ctrl+W.
Благодарю Дмитрия dae33 за предоставленный на испытания бинокль!
Линейка FMT японской фирмы Fujinon производится в Японии. Отличительными особенностями этих биноклей являются: устойчивость к воде и ударам, индивидуальная фокусировка, большой вынос зрачка и, главное, улучшенная коррекция полевых аберрация, о чём говорит буква F в названии, означающая Field Flattener - полеспрямитель. Также упоминается запатентованная технология нанесения просветляющих покрытий EBC (Electron Beam Coating) и высокое значение светопропускания >90%.
Внешний виду и механика у Fujinon как всегда на высоте. Сделано очень качественно и надёжно. Большая часть поверхности корпуса скрыта под виниловым покрытием с характерным запахом и фактурой "под кожу". Удароопасные места защищены резиной. Окуляры также обтянуты резиной с рифлением. В переднем торце центрального шарнира под заглушкой находится стандартная резьба 1/4 дюйма для крепления штативного адаптера. Бинокль массивный (1366г) и габаритный (высота 196мм, ширина 194-219мм), поэтому при длительных наблюдениях желателен штатив или хотя бы монопод. Регулировка межзрачкового расстояния тугая, но плавная, не сбивается и настраивается удобно. Фокусировка также осуществляется плавно, с умеренным сопротивлением - то что надо. Наглазники простые, в виде резиновых цилиндров. Приклеены на металлическую основу, которая крепится к окулярам через резьбу. Для наблюдения в очках их можно свернуть или отвинтить, но тогда придётся упираться стёклами в металл.
Внутреннее пространство выполнено аккуратно. Призменные блоки жёстко закреплены на корпусе бинокля, а сами призмы фиксированы белым клеем. Металлические детали не чернены. Рабочие грани второй призмы скрыты чёрными металлическими пластинами. После объектива расположен чёрный пластиковый (?) светозащитный конус с насечкой:
Окуляры огромного размера, так же как и глазная линза (диаметр 27,1мм). Вынос зрачка соответствующий - от стекла 24,2мм. Однако, не весь его можно использовать, поскольку глазная линза сильно утоплена в корпус. Рабочий вынос (над свёрнутым наглазником) значительно меньше и составляет 16мм. Этого достаточно для наблюдения в очках, хотя и без запаса.
Без очков наблюдения комфортные. Положение выходного зрачка, высота и диаметр наглазников для меня оказались подходящими.
Со стороны окуляра можно насчитать 9 бликов, один из которых от склейки: схема 5 линз в 4-х группах. На чертеже выше видно, что вся оптика окуляра расположены дальше полевой диафрагмы, т.е. формально спрямителя поля нет.
Запас фокусировки для близоруких (за бесконечность) нормальный - 6,8 диоптрий. Минимальная дистанция фокусировки (МДФ) явно не рассчитана для наблюдения бабочек и мелких птиц - 8м, да и не нужна она маленькая с раздельной фокусировкой.
Просветление на всех поверхностях стекло/воздух. Зелёных оттенков на объективах и призмах, на окулярах - жёлто-зёлёного, салатового, синего, фиолетового. Эффективность, судя по яркости бликов, сравнима с просветлением добротной китайской оптики и уступает немецкой. Блики от ярких источников света в поле зрения очень слабые и небольшого размера. В этом отношении 7х50 очень хорош и превосходит модель 10х50 из той же линейки.
Светозащита осевых пучков неплохая. В бинокле с выходным зрачком ~7мм к ней стоит относиться менее критично, поскольку глазу сложнее дотянуться до периферии вых.зрачка.
Есть узкое подсвеченное колечко вокруг выходного зрачка (на фотографии оно пересвечено, его видно плохо), которое потенциально может снизить контраст на оси, но представить условия, в которых это могло бы произойти, сложно. Куда проще хватануть серповидную вуаль от источника вне поля зрения, создающего отражения от внутренних элементов конструкции, проявляющихся на внеосевых пучках. Однако, это так же маловероятно с большим выходным зрачком. Малину обычно портит сферическая аберрация в выходном зрачке, направляющая периферийные пучки чуть ближе к окуляру, чем пучки с зоны, так что блики прямиком попадают в глаз, но у FMT 7x50 здесь всё удивительно хорошо, сферичка практически нулевая.
"Зеркала" вокруг вых.зрачка отсутсвуют, фантомов от источников света вне поля зрения не наблюдается.
Рабочая апертура меньше заявленной и составляет 48,4мм при фокусировке на бесконечность и 47,1мм на МДФ. Режется на первой призменной диафрагме. Выходные зрачки круглые, диаметром 7,0мм при фокусировке на бесконечность и 6,6мм на МДФ.
Виньетирование начинается почти самого центра (за счёт подрезанной апертуры есть небольшая зона постоянной освещённости). К моменту касания выходным зрачком края глазной линзы в ~18° от оси (~0,7R) достигает 17% по площади или 12% в линейной мере. Далее зрачок режется на глазной линзе окуляра, превращаясь к краю в узкий пирожок с потерей 77% площади относительно центра или 73% в линейной мере.
Светопропускание не выдающееся, около 87% в середине видимого диапазона. Цветопередача полностью идентична FMT 10x50: заметный тёплый оттенок. Также не лучший результат для современного бинокля. Сравнение семикратников.
Светопропускание, приведённое к 100% в канале с максимальным значением для удобной оценки цветопередачи, RGB: 100/97,8/91,4% (камера Canon 400D).
Опыт предыдущих публикаций показал, что иногда на групповых карточках цвет кажется отличным от настоящего, поэтому теперь буду выносить испытуемого на отдельную карточку. Вторая - сравнительная, с цветами, приближенными к естественному восприятию, третья - с усиленными цветами. На первой карточке серая обводка отделяет палитру от голубоватого фона форума:
Кажущееся поле на бесконечности - 50,2°. Реальное - 7,46° по рулетке на расстоянии 8,8м. Полевая диафрагма закреплена на корпусе бинокля, а значит при перефокусировке реальное поле меняться не должно. Полевая диафрагма максимально резкая в положении -2,5 диоптрии на шкале окуляра (дистанция фокусировки ~22м). На МДФ незначительно размыта.
Коррекция полевых аберраций производит неоднозначное впечатление. На полной апертуре (при ночных наблюдениях) размеры аберрационных пятен как бы не больше, чем в китайском аналоге от United Optics. С другой стороны, при дневных наблюдениях (диафрагмирование до выходного зрачка 3мм) качество изображения становится несравненно лучше: почти без деградации до зоны 0.3, с слабой потерей контраста до зоны 0.5 и намного опережает любые аналоги вплоть до зоны 0.7. Далее дегадация нарастает стремительно и на самом краю превосходство почти исчезает. На иллюстрации центр слева:
Дополнение ко второй картинке (где сравнение с Deepsky MS): слева (день) пятна с нестандартным диафрагмированием объектива до 30мм (обычно для 7х до 21мм).
К сожалению, высокое дневное качество по полю существует при одном условии: концентричное положение зрачка. Т.е. зрачок глаза должен выбирать центральную часть выходного зрачка. При нецентральном положении изображение портится пропорционально удалению от оси. Попробую пояснить: допустим, глаз правильно совмещён с выходным зрачком (не ближе к окуляру и не дальше, и точно в центре вых.зрачка); тогда при взгляде в сторону (например на зону 0.5), глаз повернётся на ~12°, а зрачок сместиться от оси более чем на 2.5мм, задействуя таким образом самый край выходного зрачка (и даже слегла выйдя за его пределы, но мы сейчас не об этом); это приведёт к тому, что проявится часть аберраций, видимых на полной апертуре:
Чтобы избежать порчи изображения, придётся немного изменять положение головы относительно бинокля, возвращая зрачок глаза в центр выходного зрачка. Например, при взгляде влево придётся сместить голову вправо, как бы заглядывая за угол. Вдоль вертикальной оси такие движения совершать просто, они получаются почти автоматически, а вот вдоль горизонтальной уже не так удобно.
В целом, по моему мнению, модель 7x50 не вполне заслуживает буковку F в названии. После отличной коррекции FMT 10x50 ожидаешь чего-то близкого и от других представителей линейки...
Ещё немного спекуляций на тему. Полагаю, при расчёте окуляров принимается отсутствие нерасчётных аберраций объектива. В реальности объектив несовершенен, что мы наблюдаем на фотографии ИЗ в центре поля - диск Эйри окружён широким ореолом. Если проследить изменение аберрационных пятен при удалении от центра, становится ясно, что они вырастают из этого самого ореола. Если бы ореола не было, то и пятна были бы несколько меньшего размера. Из проверки нескольких образцов 7х50 и 10х50 можно сделать вывод, что для модификаций с некрупными зрачками (5мм и меньше) отбирают наиболее качественные объективы, а крупнозрачковым (7мм) достаётся отбраковка (грубо говоря). Получается, преувеличенные размеры аберрационных пятен - это следствие несогласованности работы отдела технического контроля и отдела проектировки.
Микроконтраст при дневных наблюдениях хороший, но не блестящий. По памяти уступает клону от UO, так же как и в размерности 10х50. Сравнение с другими биноклями кратности 7х по резкости можно найти здесь.
Ниже фотографии ИЗ в центре поля с дифрагмированием и без. При имитации дневных наблюдений звезда выглядит отлично. Дифракционная картинка лишь слегка искажена, что никак не могло сказаться на визуальном качестве. На полной апертуре вокруг диска Эйри наблюдается широкий ореол диаметром около 10'. Визуально дефект не виден, аберрации глаза его маскируют.
Резюме: Мне всегда сложно делать выводы о соответствии качества цене, потому что я не люблю принимать решение за читателя. По некоторым оптическим параметрам лучше Fujinon, по другим - его китайская копия от United optics. Лично для меня важно не только изображение, но и качество механики и материалов, внешний вид. Например, точность изготовления деталей, шороховатость и фактура поверхностей, упругость резины наглазников, плавность и сопротивление вращения окуляров при фокусировке, аккуратность внутреннего пространства бинокля. В этом однозначно лучше Fujinon. Какой из них взял бы себе я, если выбирал 7х50? Для меня рано отвечать на этот вопрос. Сначала нужно посмотреть Prostar
Дополнительный материал: сравнение FMT 7x50 с Victory FL 7x42 и Conquest HD 8x42.
Таблица измеренных характеристик
Вынос зрачка за развёрнутый наглазник, мм | 6,5 |
Вынос зрачка за свёрнутый наглазник, мм | 16 |
Вынос зрачка от стекла, мм | 24,2 |
Диаметр наглазника, мм | 46/41,5 |
Диаметр глазной линзы, мм | 27,1 |
От стекла до оправы глазной линзы, мм | 3,2 |
От стекла до края свёрнутого наглазника, мм | 8,2 |
От стекла до края развёрнутого наглазника, мм | 17,7 |
Форма глазной линзы | плоская |
Аберрационное пятно в выходном зрачке, мм | исчезающе мало |
Реальное поле по рулетке (8,8м), ° | 7,46 |
Кажущееся поле при фокусировке на бесконечность, ° | 50,2 |
Действующая апертура на бесконечности, мм | 48,4 |
Действующая апертура на МДФ, мм | 47,1 |
Диаметр зрачка на бесконечности, мм | 7,0 |
Диаметр зрачка на МДФ, мм | 6,6 |
Увеличение на бесконечности | 6,9 |
Увеличение на МДФ | 7,1 |
Виньетирование (по площади) | 18° - 17%, край - 77% |
Виньетирование (линейное) | 18° - 12%, край - 73% |
Размеры звезды на радиусе 0,7 (ночь), ' | 27х15 |
Размеры звезды на краю поля (ночь), ' | 48х10 |
Размеры звезды на радиусе 0,7 (день), ' | 8,5х4,5 |
Размеры звезды на краю поля (день), ' | 22х9 |
Цветопередача RGB, % | 100/97,8/91,4 |
Светопропускание RGB, % | 88,9/87,0/81,3 |
Светопропускание в полосе пропускания фильтра | |
Baader Solar Continuum (532-542nm), % | 86,7 |
Lumicon OIII (492-503nm), % | 85,3 |
Lumicon H-beta (480-490nm), % | 84,6 |
Запас хода фокусера за бесконечность, диоптрий | 6,8 |
Минимальная дистанция фокусировки (МДФ), м | 8,0 |
Фокусное расстояние объективов, мм | 181,5 |
Фокусное расстояние окуляров, мм | 26,2 |
Размер призм, мм | 26,2 |
Соответствие шкалы МЗР, 60/70мм | 60,3/70,5 |
Диапазон изменения МЗР, мм | 56 - 74,7 |
Масса бинокль + крышки + ремень + кофр, г | 1740 |
Масса бинокль, г | 1366 |
Масса кофр, г | 281 |
Высота, мм | 196 |
Ширина, мм | 194 - 219 |
Диаметр корпуса вокруг объективов, мм | 67,8..71 |
Диаметр окуляров, мм | 51 |
Размеры кейса, мм | 245х220х90 |
Зависимость стереобазы от МЗР
База | База | Коэффициент |
окуляров | объективов | превышения |
стереобазы | ||
56 | 122,8 | 2,19 |
60 | 129,3 | 2,16 |
65 | 136,9 | 2,11 |
70 | 143,8 | 2,05 |
74,7 | 148 | 1,98 |
И ещё немного внешнего вида: