Бинокль побывал у меня ещё в январе, но написать про него руки дошли, к сожалению, только сейчас. Как и FMTR 10x50, этот образец был предоставлен Марией Петровой из представительства Fujinon, за что я очень ей благодарен!
10х70 в варианте MT (без спрямителя) отличается простой конструкцией окуляров (кёлнер) с соответствующими вытекающими: относительно небольшим выносом зрачка и посредственной коррекцией полевых аберраций. Впрочем, версию FMT я ещё не видел, так что сказать, насколько она лучше, пока не могу. Но обо всём по порядку...
Качество механики и внешний вид на очень высоком уровне, как и в остальных биноклях линеек MT/FMT. Фокусировка и регулировка межзрачкового расстояния осуществляются плавно, с приятным усилием. В переднем шарнире под пластиковой заглушкой стандартная резьба (1/4 дюйма) для крепления штативного адаптера. На заглушке рельефная надпись серебристого цвета (на FMT - золотого). Корпус покрыт виниловым покрытием с фактурой под кожу и характерным (приятным для меня) запахом. Крышки призменных блоков и передняя часть объективных тубусов защищены резиновым покрытием серого цвета. Резина, безусловно, обеспечивает дополнительную защиту, но привлекательный классический вид, как например у Nikon Prostar/Astrolux или Fujinon предыдущих поколений, потерян.
Наглазники большого диаметра, невысокие, довольно упругие. Удаление выходного зрачка не соответствует размеру наглазников, из-за чего невозможно единовременно наблюдать всё поле зрения. Резкая полевая диафрагма видна только если примкнуть к окуляру одним глазом с небольшим разворотом головы. Наглазник не отвинчивается, как на модели FMT 10x50, но его можно подвернуть. Даже и в этом случае выноса зрачка (7мм от основания наглазника) окажется маловато для наблюдения в очках.
Объективы - ахроматические склейки с фокусным расстоянием ~272..275мм. Относительное отверстие с учётом подрезанной апертуры - f/4.
Просветление красивого зелёного цвета на всех поверхностях, с минимальными различиями в оттенке и интенсивности бликов.
Яркий ртутный фонарь в 85м от наблюдателя порождает в поле зрения (одного канала) 3 расфокусированных очень слабых блика и 1 маленкий сконцентрированный. В неэкстремальных условиях практически незаметны.
На фотографии слева Fujinon, справа Celestron Ultima 7x50.
Рабочая апертура несколько меньше светового диаметра объективов и составляет ~68,5мм при фокусировке на бесконечность (на МДФ ещё на миллиметр меньше). Увеличение в точности соответствует заявленному - 10,0х (на бесконечности). Выходной зрачок правого канала круглый, без экранирования какими-либо деталями, диаметром чуть меньше 6,9мм. В левом канале - слегка подрезан:
Области вокруг выходных зрачков довольно сильно засвечены бликами от нерабочих поверхностей призм, диафрагм и других элементов. Выделяется яркий кольцевой блик от широкой нечернёной и не матированной первой диафрагмы призменной системы. На фотографии он виден вокруг зрачка слева-сверху, справа-внизу сливается со зрачком, поскольку пересвечен. Натурных испытаний, позволяющих оценить светозащиту не проводилось, но могу предположить, что за счёт большого диаметра выходных зрачков бликам сложнее захватить зрачок наблюдателя и понизить контраст. С другой стороны, в тяжёлых условиях освещения (контровой свет) попадание в зрачок яркого блика от диафрагмы неминуемо зальёт часть изображения белым туманом.
Здесь же стоит упомянуть, что рабочие грани второй призмы ничем не укрыты от боковых лучей. Не думаю, что это экономия. Возможно, конструкция бинокля сама по себе позволяет избежать паразитной засветки.
Виньетирование к 14° от оси вырастает до весьма скромных 20% (по площади). Далее пучки начинают подрезаться линзами окуляра, и к самому краю поля выходной зрачок "худеет" аж на 78%:
Цветопередача исключительно хорошая. Настолько, что оттенок сложно определить визуально. По этому показателю MT на одном уровне с Celestron Ultima 7x50, одним из самых нейтральных биноклей что я видел, и заметно лучше FMT 10x50. Светопропускание так же очень неплохое. В полосе 532..542нм (с фильтром Baader Solar Continuum) составило 89%.
Светопропускание, приведённое к 100% в канале с максимальным значением, для удобной оценки цветопередачи, RGB: 100/97,7/94,8% (камера Canon 400D).
Карточка для сравнительной визуальной оценки цветопередачи: cлева Fujinon FMT 10x50, внизу Conquest HD 10x42, справа Fujinon MT 10x70:
Полевая диафрагма закреплена на корпусе бинокля, т.е. неподвижна. Это значит, что кажущееся поле изменяется при фокусировке: от 52,7° на бесконечности до 53,4° на МДФ (~16м). Реальное поле при этом почти не меняется. Дома по рулетке - 5,21°. Изображение полевой диафрагмы резкое в положении окуляров на 0, т.е. при фокусировке на бесконечность, и несколько размытое на ближних дистанциях.
Геометрические искажения присутствуют: слабая подушка. Угловая дисторсии около -1%. RB практически исключён.
Коррекция полевых аберраций для такого небольшого поля средненькая. На полной апертуре звезда к краю поля вырастает в "дынную дольку" размером 8x43 угловых минуты с синей бахромкой к центру. Диафрагмирование до 30мм (имитация дневных наблюдений со зрачком 3мм) заметно улучшает изображение, аберрационное пятно поджимается до 8х24'.
Наличествует незначительный взаимный перекос фокальных плоскостей окуляров/объективов в обоих каналах, из-за чего форма и размер кляксы неодинаковые по разным направлениям от центра.
На иллюстрации вид пятен с не перекошенной оси, центр слева:
Проявления хроматизма и дневной микроконтраст очень похожи на FMT 10x50. Это странно, потому что с ростом фокусного расстояния объектива при той же кратности размер хроматического ореола, вносящего основной вклад в снижение высокочастотного контраста (IMHO), должен уменьшиться. Картинка должна стать порезче, однако, этого не происходит. И всё-таки, 10х70 с раздельной фокусировкой - инструмент узкоспециализированный, астрономический, так что незачем ему дневная ультрарезкость. А имеющееся качество - на твёрдую 4+, удовлетворит любого пользователя.
Фотографии искусственной звезды с разными экспозициями:
На полной апертуре вылезают неслабые аберрации. В одном канале - ломовая сферичка. В другом зашкаливает астигматизм: в центральный максимум падает меньше энергии, чем в лучики. Но даже такое безобразие не портит изображение звёзд с увеличением 10х, аберрации глаза на 7мм зрачке скрывают всё.
На иллюстрации слева - искусственная звезда с разными экспозициями, справа - внефокалы:
Выводы о соответствии качества цене делать пока рановато. Сравнение требуется с моделью FMT 10x70 и её клоном от UO.
Но в целом инструмент производит положительное впечатление. Несмотря на пару косячков, ощущается японское качество и надёжность.
Таблица измеренных характеристик
Высота наглазника от основания, мм | 7 |
Диаметр наглазника, мм | 43,5 |
Диаметр глазной линзы, мм | 16,5 |
Удаление выходного зрачка за развёрнутый наглазник, мм | 0 |
Удаление выходного зрачка от основания наглазника, мм | 7 |
Удаление выходного зрачка от стекла, мм | ~13 |
Форма глазной линзы | Выпуклая |
Увеличение при фокусировке на бесконечность, крат | 10,0 |
Действующая апертура при фокусировке на бесконечность, мм | 68,5 |
Диаметр зрачка при фокусировке на бесконечность, мм | 6,9 |
Фокусное расстояние объктивов, мм | ~272..275 |
МДФ, м | 16 |
Размер призм, мм | 26,4 |
Виньетирование | 14° - 20%, край - 78% |
Реальное поле, ° | 5,21 |
Кажущееся поле зрения при фокусировке на бесконечность/МДФ, ° | 52,7/53,4 |
Цветопередача RGB (Canon 400D), % | 100/97,7/94,8 |
Светопропускание RGB (Canon 400D), % | 91,9/89,8/87,2 |
Светопропускание с фильтром: | |
Baader Solar Continuum (532-542nm), % | 89,0 |
Lumicon OIII (492-503nm), % | 88,2 |
Lumicon H-beta (480-490nm), % | 88,4 |
Размеры звезды на радиусе 0,3 (ночь), ' | 6x11 |
Размеры звезды на радиусе 0,7 (ночь), ' | 9x30 |
Размеры звезды на краю поля (ночь), ' | 8x43 |
Размеры звезды на радиусе 0,3 (день), ' | 5x3(4) |
Размеры звезды на радиусе 0,7 (день), ' | 7x13 |
Размеры звезды на краю поля (день), ' | 8x24 |
Соответствие шкалы МЗР, мм | 60+0,0; 70+0,4 |
Диапазон изменения МЗР, мм | 55,9 - 74,7 |
Масса бинокля + сумка + крышки, г | 2333 |
Масса бинокля, г | 1856 |
Зависимость стереобазы от МЗР
База | База | Коэффициент |
окуляров | объективов | превышения |
стереобазы | ||
55,9 | 122,8 | 2,2 |
60 | 129,6 | 2,16 |
65 | 137,6 | 2,12 |
70 | 144,5 | 2,06 |
73,5 | 148,2 | 2,02 |
74,7 | 148,6 | 1,99 |