Страница 1 из 1

Бинокль Fujinon FMTR(FMT)-SX 10x50

Добавлено: 08 янв 2016, 22:36
traveller in time
Обзор Fujinon FMTR(FMT)-SX 10x50

Благодарю Марию Петрову из представительства Fujinon за предоставленный на испытания бинокль!

Бинокли линейки Fujinon FMT в последние годы стали очень популярны и приобрёли репутацию приборов для астрономических наблюдений самой высокой категории качества. Они производятся в Японии с применением передовых технологий, обеспечивающих отличное изображение. Cтоит только раз подержать в руках, и любые сомнения в их прочности и надёжности испарятся вмиг.
Но так ли они хороши на самом деле? Давай рассмотрим их поближе.

Мне досталась модификация R с резиновым покрытием корпуса. Внешний вид и качество материалов нареканий не вызывают. Сделано добротно и аккуратно, приятно держать в руках. Окуляры вращаются плавно с умеренным усилием и без люфтов. Несъёмные крышки объективов - практичное решение, не потеряются. В переднем торце центрального шарнира есть стандартная резьба 1/4 дюйма для крепления к штативному адаптеру. Регулировка межзрачкового расстояния происходит туго настолько, чтобы не сбиться случайным образом, но плавно - то что надо. Резиновое покрытие неприятных запахов не издаёт. Корпус солидных размеров, хват удобный - есть куда положить руки. Увесист, 1442 грамма - лучше не ронять, отобьёт пальцы на ноге! С рук долго не понаблюдаешь, да и незачем, такому красавцу положен штатив.

Наглазники большого диаметра из довольно мягкой резины. Великоваты для меня. Чтобы совместить глаза с выходными зрачками, нужно немного придавить бинокль к лицу.
Удаление выходного зрачка от основания наглазника - 16мм, для наблюдения в очках хотелось бы побольше. Ещё миллиметр удастся выгодать, если свинтить наглазник, но тогда придётся упираться в металлическую оправу глазной линзы. С большими бабулиными очками выноса было недостаточно, чтобы охватить всё поле зрения даже со свинченными наглазниками. Получается, значительная часть от полных ~22мм остаётся неиспользуемой.

Внутренняя отделка без изысков. После объективов установлены светозащитные конические тубусы, думаю, из пластика. Они чёрные, с неглубокой насечкой, похожей на резьбу. Вторую призму от паразитных лучей не скрывают, для этого её рабочие грани прикрыты чёрными металлическими крышечками. Весь металл внутри - некрашеный. Вторая призма зафиксирована белым клеем. Кто-то здесь предполагал, что призменный блок в Fujinon'ах имеет подвижное крепление для смягчения ударов. Это не так, крепление к корпусу жёсткое.

Объективы - ахроматические склейки. Фокусное расстояние точно определить не удалось из-за большой МДФ (около 13м), малого хода окуляров и резинового покрытия корпуса. Если довериться диоптрийной разметке на окулярах, то получится около 205мм. По перефокусировке с бесконечности на МДФ получилось в районе 190..200мм.
Просветление зелёновато-бирюзовое, немного отличается между правой и левой трубой по оттенкам и яркости. По сравнению со старым японским Celestron Ultima преимущество незаметно. От призм блики невысокой яркости, пожалуй, даже тусклее, чем от объективов, тёмно-фиолетового цвета.
Яркий ртутный фонарь в 85м от наблюдателя порождает в поле зрения (одного канала) 4-5 расфокусированных слабых блика и 1 маленький сконцентрированный. Наблюдениям не мешают.
На фотографии слева направо: Fujinon левый, Fujinon правый, Celestron Ultima.

Изображение

Рабочая апертура оценивалась визуально с помощью штангенциркуля перед объективом и при фокусировке на бесконечность составила ~49мм. Увеличение по отношению входного и выходного зрачков 10х. Выходные зрачки почти круглые в обоих каналах, размером ~4,9х4,8мм, с небольшим фрагментом какой-то детали.

Изображение

Области вокруг выходных зрачков довольно сильно засвечены бликами от нерабочих поверхностей призм, диафрагм и других элементов. Естественных условий для оценки работы в контровом свете захватить пока не удалось. Домашние испытания показали, что на довольно большом удалении (~20°) от яркого протяжённого источника появляется световая вуаль покрывающая значительную часть ПЗ и снижающая контраст. При вхождении источника в ПЗ вуаль пропадает, остаются умеренно яркие ореолы непосредственно вокруг источников. В целом светозащиту можно назвать неплохой. Дополню наблюдения, когда проверю в реальных условиях днём.

Изображение

Виньетирование на большей части поля очень мало. На удалении от оси 15..25° оно сохраняется на одном уровне около 8% (по площади). Такое невысокое значение виньетирование достигается, очевидно, призмами немаленького размера, 26,8мм. Начиная с ~25° зрачок режется на линзах окуляра, несмотря на их гигантский размер. Перед исчезновением зрачка виньетирование достигает 69%.

Изображение

Светопропускание в полосе фильтра Baader Solar Continuum (~540nm) составило 87,4%. Не так круто, как многие ожидали, но тоже неплохо. На самом деле я не считаю светопропускание такой уж важной характеристикой, потому что, как мне кажется, заметить разницу в количестве света 5..10% непросто. Меня больше волнует цветопередача. У FMTR она имеет лёгкий персиковый оттенок и в целом находится на хорошем среднем уровне. Вот светопропускание, приведённое к 100% в канале с максимальным значением, RGB: 100/97,2/90,9 (камера Canon 400D). Позже обнародую табличку с данными по другим биноклям и сравнение с субъективными ощущениями, чтобы стало понятнее, что значат эти числа. А пока, если у вас хороший монитор, по этой карточке вы получите приблизительное представление о том, как видно в этот бинокль. Слева Celestron Ultima, справа FMTR, внизу Conquest HD:

Изображение

При измерении кажущегося поля был обнаружен интересный момент. Полевая диафрагма закреплена не на окуляре, как это обычно бывает, а на корпусе бинокля, т.е. неподвижна. Это приводит к тому, что окулярное поле изменяется при фокусировке, а полевая диафрагма несколько размывается. Реальное поле при этом остаётся постоянным, насколько я понимаю. По рулетке дома - 6,48°.
Здесь же я должен извиниться за дезинформацию. При непосредственном сравнении FMTR 10x50 и Zeiss Conquest HD 10x42 на выставке я был настолько уверен, что окулярное поле Fujinon'а окажется больше, что зафиксировав разницу, даже не удосужился поморгать глазами, чтобы понять, какой кружок какому биноклю принадлежит. Короче, намерил 62,1° при фокусировке на бесконечность. На МДФ вырастает до 64,6°.

Коррекция полевых аберраций очень и очень хорошая. Пожалуй, за относительно небольшие деньги, которых стоит FMT, лучше бинокля 10х50 по этому параметру не найти. В левом канале искривление звезды по всем направлениям симметричное, его и выбрал для фотографирования. В правом канале форма кляксы неодинаковая по разным направлениям от центра: вверх/вправо звезда вытягивается в радиальном направлении, вниз/влево - в тангенциальном. Размер кляксы приблизительно одинаковый. Такая особенность, видимо, связана с перекосом окуляра. Это подтверждается и тем, что при фокусировке на небольшое расстояние между каналами появляется лёгкая вертикальная разъюстировка, при этом на бесконечности всё ОК. На качестве наблюдений никоим образом не сказывается.
Ниже приведены фотографии искусственной звезды в центре и на разном удалении от центра. Для сравнения представлена связка ED рефрактора Equinox 80mm и одного из лучших обзорных окуляров Nagler T5 31mm. Поле Naglera на треть больше, поэтому для него выбрано удаление от центра, соответствующее FMTR в градусах окулярного поля.
Фотографии получены с помощью объектива, сфокусированного на дистанции 963мм, т.е. иммитирующего наблюдателя с близорукостью ~1 диоптрия. Сравнение вида аберрационных пятен, полученных через другой объектив, сфокусированный на 1м и на бесконечность, не выявили заметной разницы.

В левом столбце все объекты выровнены по экспозиции (количеству света). Для зоны экспозиция поднята, чтобы компенсировать недостаток в яркости.
1-й ряд: FMTR 10x50 радиус ~0,3, радиус ~0,7, край;
2-й ряд: FMTR 10x50 диск Эйри в центре, масштабная линейка;
3-й ряд: FMTR 10x50 то же, что ряд 1, но с диафрагмой на объективе 30мм;
4-й ряд: Equinox 80mm + Nagler T5 31mm диск Эйри в центре поля;
5-й ряд: Equinox 80mm + Nagler T5 31mm радиус ~0,25, радиус ~0,5, радиус ~0,75;
6-й ряд: Equinox 80mm + Nagler T5 31mm край.

Изображение

Как видно, до 10° Equinox c Nagler'ом сохраняют отличное качество. Звёздочка имеет яркий центральный максимум белого цвета и аберрационный ореол весьма умеренного размера. Такую картину можно условно считать неискажённой. FMTR на том же удалении показывает уже довольно пухленькую кляксу размером ~5х7 угловых минут. Ситуацию несколько спасает диафрагмирование (имитация дневных наблюдений), при котором клякса поджимается и энергия распределяется ближе к центру. Далее у обоих пятно сильно разрастается в размерах, но рефрактор при этом сохраняет белый центр увеличенной яркости. Клякса бинокля имеет равномерную яркость.

Про микроконтраст при дневных наблюдениях я уже писал недавно. Теперь попытаюсь найти причины отставания FMTR. На фотографиях ИЗ с малой экспозицией видно, что диск Эйри и первое кольцо имеют жёлто-зелёный цвет. На пересвеченных фотографиях синие и красные лучи распределяются на значительно большую площадь, до 10..15 колец и дальше. На одном из внефокалов также видно, что фокус синих и красных лучей сильно отличается от зелёного. Слабый астигматизм на фоне такого хроматизма вряд ли имеет какое-то значение.

Правый:
Изображение

Левый:
Изображение

Диафрагмирование сильно улучшает ситуацию, хроматический ореол уменьшается до ~6 колец, правда при этом и размер диска/колец увеличивается. На фотографии слева два диска Эйри левого канала FMTR с разными экспозициями. Для сравнения справа - пережжённый диск Эйри Equinox'а на полной апертуре. Слабый хроматический ореол ложится в 5 колец, центральный максимум белый (см. таблицу с аберрационными пятнами).

Изображение

Ну что ж, видимо, дело именно в хроматизме. Если так, то в WO, возможно, есть ED стекло, как они и заявляют.

Несмотря на ужасающие фотографии дифракционных картин, по ИЗ хроматизм не виден вообще. Довольно аккуратный маленький ореольчик, размером около 6'. По реальным звёздам много не смотрел и с другими биноклями не сравнивал. Наверное и здесь лучшее возможно, но меня такое изображение полностью устраивает. Отличный астрономический бинокль.

Таблица измеренных характеристик
Вынос зрачка за развёрнутый наглазник, мм7
Диаметр наглазника, мм44,5
Вынос зрачка от основания наглазника, мм16
Диаметр глазной линзы, мм27
От стекла до оправы глазной линзы, мм4,8
Вынос зрачка от стекла, мм~22
Высота наглазника от основания, мм9
Форма глазной линзыВогнутая
Увеличение на бесконечности10
Действующая апертура на бесконечности, мм49
Диаметр выходного зрачка на бесконечности, мм4,9
Реальное поле по рулетке, °6,48
Кажущееся поле на бесконечности, °62,1
Кажущееся поле на МДФ, °64,6
Виньетирование (по площади)15° - 8%, 25° - 8%, край - 69%
Размеры звезды на радиусе 0,3, '5х7
Размеры звезды на радиусе 0,7, '9х12
Размеры звезды на краю поля, '16х20
Цветопередача RGB, %100/97,2/90,9
Светопропускание с
фильтром Baader Solar Continuum (~540nm), %87,4
Запас хода фокусера за бесконечность, диоптрий5,75?
МДФ, м12,8
Фокусное расстояние объективов, мм190..200?
Размер призм, мм26,8
Соответствие шкалы МЗР, мм60+0,0; 70+0,0
Диапазон изменения МЗР, мм54,5 - 73,9
Масса бинокля + сумки + крышек, г1758
Масса бинокля, г1442

Зависимость стереобазы от МЗР
База окуляров База объективов Коэффициент превышения стереобазы
54,5123,12,26
601322,2
65139,52,15
70145,92,08
71,2147,12,07
73,9148,72,01

Re: Бинокль Fujinon FMTR 10x50

Добавлено: 09 янв 2016, 12:46
Андрей Эдуардович
Хороший обзор. На сколько удобна в эксплуатации раздельная фокусировка? Интересно услышать мнения о альтернативе этому фуджику.

Re: Бинокль Fujinon FMTR 10x50

Добавлено: 09 янв 2016, 13:03
AnDom
Раздельная фокусировка удобна для единоличной эксплуатации.

Олег, ты говоришь о ED в WO, это тот же что DS 10x50 MS FMC?
За откручивающийся наглазник спасибо, не знал :)

Re: Бинокль Fujinon FMTR 10x50

Добавлено: 09 янв 2016, 15:57
traveller in time
Андрей Эдуардович писал(а):На сколько удобна в эксплуатации раздельная фокусировка?
Весьма удобна, если не приходится фокусироваться чаще одного раза за наблюдательную сессию)
Андрей Эдуардович писал(а):Интересно услышать мнения о альтернативе этому фуджику.
Среди порро альтернатив, пожалуй, нет. Полагаю, Swarovski EL 10x50 будет лучше всем, но и дороже почти в 5 раз.
AnDom писал(а):Олег, ты говоришь о ED в WO, это тот же что DS 10x50 MS FMC?
По идее, да. Но может быть, на заводе по желанию заказчика ставят разные стёкла? Я в DS 10x50 не смотрел, как показывает не знаю.

Re: Бинокль Fujinon FMTR 10x50

Добавлено: 09 янв 2016, 18:57
AnDom
У меня 7х50 - очень нравится. Хотя край поля не идеален.

Re: Бинокль Fujinon FMTR 10x50

Добавлено: 30 янв 2016, 11:44
Pafnutiy
Бинодрочество, ох уж извини меня за сей термин Эрнест :)
Как там у Крылова - "как не садитесь вы в музыканты не садитесь", ну то есть что Фуджинон за 50т.р, что Минолта за 10 т.р., что Никон акулон за 5 т.р. - как была в бинокль М13 мутным шариком без разбивки на звезды, так и останется, как был были М36/37/38 - невзрачными серыми пятнышками, так и будут.
Если уж и куда двигаться, то в наращивании апертуры. То есть тот же Селестрон 20х80, при наблюдениях уделает этот фуджик в пух и прах.
Например в зеленой зоне из Троице галактик во льве, как раз Фуджик 10х50 знакомого не смог разрешить третью галактику NGC 3628, а М 65/66 были на уровне бокового зрения еле различимыми пятнышками, зато в мой японец 20х80, середины 90-х выпуска все трое были уверенно видны, плюс можно было понять их форму.
И не пишите тут мне про "произведение оптического искусства", "идеальную оптику и великолепную механику" - мы инструменты приобретаем для наблюдений, а не для любования на полке. ;)

Re: Бинокль Fujinon FMTR 10x50

Добавлено: 30 янв 2016, 11:57
Pit
Вы еще про бинокли РБТ забыли, 15х60 стоит 1500р, головная боль и косоглазие пойдут бонусом, очень рекомендую! :D

Re: Бинокль Fujinon FMTR 10x50

Добавлено: 30 янв 2016, 13:12
AnDom
Pafnutiy, вы не допускаете что у бинокля могут быть иные задачи, нежели разбивка шаровиков на звезды?

Re: Бинокль Fujinon FMTR 10x50

Добавлено: 30 янв 2016, 14:30
андройд
Даже стыдно представить какие могут быть задачи. Впрочем, у каждого свои.

Re: Бинокль Fujinon FMTR 10x50

Добавлено: 30 янв 2016, 17:09
traveller in time
Pafnutiy писал(а):Бинодрочество, ох уж извини меня за сей термин Эрнест :)
Каждый д****т, как он хочет. Кто на бинокли, кто на телескопы и окуляры. Даже если больший интерес представляют наблюдательные приборы, а не наблюдения, что ж тут плохого?
Pafnutiy писал(а):И не пишите тут мне про "произведение оптического искусства", "идеальную оптику и великолепную механику" - мы инструменты приобретаем для наблюдений, а не для любования на полке. ;)
Что-то я сомневаюсь, что вы с комплектными плёслами в телескоп смотрите.

Re: Бинокль Fujinon FMTR 10x50

Добавлено: 04 апр 2017, 16:18
Aliot
traveller in time писал(а):
Андрей Эдуардович писал(а):Интересно услышать мнения о альтернативе этому фуджику.
Среди порро альтернатив, пожалуй, нет. Полагаю, Swarovski EL 10x50 будет лучше всем, но и дороже почти в 5 раз.
Ну ооочень заинтриговала эта фраза Олега (Traveller in time) о бесспорном преимуществе бинокля Swarovski EL 10x50. Как будьто эталон какой то среди биноклей.
Наконец довелось посмотреть в него даже дважды. Не являясь ни в коем случае экспертом по биноклям, но пользователем некоторого их количества хотел поделится мнением, что в них "бросилось в глаза" так сказать. Подчеркиваю, это не обзор. Итак:
Swarovski EL 10x50. Наглазники имеют три положения выдвижения что ли. В третьем, самом дальнем на 1/3 примерно от края ПЗ наблюдается некоторое небольшое потемнение картинки. Резкость удается настроить далеко не сразу. Крутишь, крутишь влево-вправо раз пять и все кажется немного не то, не резко, но в конце концов трудно, но удается все же отрегулировать резкость. Причем регулировочное колесико влево крутится практически просто от прикосновения пальца, очень и очень легко, а вправо гораздо более тяжело, причем с какими то ступенчатыми подзаеданиями что ли. Картинка хорошая. Нормальная, но не более того и вау-эффектом (как в Цейсе например) и близко не пахнет. ПЗ какое то маленькое визуально, но стоит установить наглазники во второе (среднее) положение и о чудо, ПЗ увеличивается раза в 1,5. Но смотреть можно только "замороженными" зрачками, чуть шевельнешь глазами и появляются теневые полумесяцы, блекауты что ли они называются. Не знаю как кому, а я их просто не могу терпеть. В охотничьем оружии есть такой термин: баланс ружья. Так вот этот Сваровижен, достаточно длинный бинокль с тяжелыми объективами и центр тяжести смещен вперед, тогда как колесико настройки резкости находится практически у самых окуляров. Приходится мизинцы оттопыривать ближе к обьективам. Не критично, но мне кажется неудобно. Вот такой супер Сваровижен. Не ожидал.
Swarovski CL 10x30 Companion. Небольшой люфт колесика регулировки резкости. Темная картинка.
Zeiss Concvest 10x32 HD. Очень резкая, контрастная и яркая картинка. Заметно ярче чем у вышеупомянутого Сваровски 10x30. Но отрегулировать и настроить межзрачковое расстояние и найти место для глаз очень сложно. Чуть что сдвинул немного или глазами повернул - мелькают блекауты.
Цейс Виктори FL 7x42. Был в пользовании. Очень резкая в центре и яркая картинка, практически полное отсутствие хроматических аберраций. Очень и очень чрезмерно легкая настройка межзрачкового расстояния. Были случаи самопроизвольного "разгибания" бинокля и сбивания межзрачковой регулировки. Яркая звезда отбрасывает соответственно яркий один лучь в направлении на 7 часов.
Лейка геовид 8x56. Был в пользовании. Сильный хром. Даже в центре.
Фуджинон FMT 10x50. Сейчас в пользовании. Очень резкая картинка. Ощущение что смотришь без бинокля, но ближе к краю ПЗ резкость заметно ухудшается, но наблюдениям это не мешает вообще. Хрома нет только в центре, при наблюдении например столба на фоне ослепительно яркого снега хром заметен уже на 1/3 от центра ПЗ. Бинокль тяжелый, но теоретически тремор рук не так сильно должен сказываться как на легком. Кто бы измерил.
Сваровски Хабич 7x42 GA. В пользовании. Хрустально резкая чистая и яркая картинка. Чище чем у Цейса. Но только в самом центре. Чуть в бок и заметно снижение контраста. Не знаю что эта фраза точно значит, но в паспорте указано: 7 оптических элементов, тогда как в аналогичном 10x40 стоит 10 оптических элементов. Наверное в Хабиче 7x42 меньше стекла и нет дополнительных линз в окуляре, которые обеспечивают резкость изображения на краю ПЗ. Но поверьте это никак вообще не мешает наблюдениям, в любом случае край ПЗ видишь только боковым зрением. И никаких блекаутов! Вообще. Глазами можно крутить по 6мм зрачку как по экрану телевизора. Никаких блекаутов! ПЗ считается маленькое, но оно используется до самого края. Никаких проблем не создает. Чрезмерно тугая с точки зрения Олега (Traveller in time) регулировка резкости- мне такая и нравится. Один раз настроил на средние и дальние дистанции и достаточно. И все резко и ярко и не надо елозить постоянно влево-вправо колесиком настройки резкости. Бинокль достаточно легкий. Удобно носить на шее, объективы раздвинуты, тогда когда на шее несешь длинный бинокль с руф-призмами объективы которого находятся близко друг от друга, то при ходьбе объективы длинного бинокля прям хлопают по животу. Простите за подробности.
Это только мои наблюдения и соотв. мое любительское мнение.

P.S.: как то попадались рекомендации по выбору бинокля одного американского эксперта (не помню фамилию, но могу найти при необходимости), так вот, один из пунктов звучит так: - СПРОСИ СВОИ ГЛАЗА! .....

Re: Бинокль Fujinon FMTR(FMT)-SX 10x50

Добавлено: 05 апр 2017, 09:03
Ernest
Хром это такой металл: "элемент побочной подгруппы 6-й группы 4-го периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева с атомным номером 24"

Re: Бинокль Fujinon FMTR(FMT)-SX 10x50

Добавлено: 05 апр 2017, 09:40
sergsh
traveller in time писал(а): Среди порро альтернатив, пожалуй, нет. Полагаю, Swarovski EL 10x50 будет лучше всем, но и дороже почти в 5 раз.
Эхх глянуть бы в такой, любопытно безумно... Может есть у кого в Питере?