Бинокль Fujinon FMTR(FMT)-SX 10x50
Добавлено: 08 янв 2016, 22:36
Обзор Fujinon FMTR(FMT)-SX 10x50
Благодарю Марию Петрову из представительства Fujinon за предоставленный на испытания бинокль!
Бинокли линейки Fujinon FMT в последние годы стали очень популярны и приобрёли репутацию приборов для астрономических наблюдений самой высокой категории качества. Они производятся в Японии с применением передовых технологий, обеспечивающих отличное изображение. Cтоит только раз подержать в руках, и любые сомнения в их прочности и надёжности испарятся вмиг.
Но так ли они хороши на самом деле? Давай рассмотрим их поближе.
Мне досталась модификация R с резиновым покрытием корпуса. Внешний вид и качество материалов нареканий не вызывают. Сделано добротно и аккуратно, приятно держать в руках. Окуляры вращаются плавно с умеренным усилием и без люфтов. Несъёмные крышки объективов - практичное решение, не потеряются. В переднем торце центрального шарнира есть стандартная резьба 1/4 дюйма для крепления к штативному адаптеру. Регулировка межзрачкового расстояния происходит туго настолько, чтобы не сбиться случайным образом, но плавно - то что надо. Резиновое покрытие неприятных запахов не издаёт. Корпус солидных размеров, хват удобный - есть куда положить руки. Увесист, 1442 грамма - лучше не ронять, отобьёт пальцы на ноге! С рук долго не понаблюдаешь, да и незачем, такому красавцу положен штатив.
Наглазники большого диаметра из довольно мягкой резины. Великоваты для меня. Чтобы совместить глаза с выходными зрачками, нужно немного придавить бинокль к лицу.
Удаление выходного зрачка от основания наглазника - 16мм, для наблюдения в очках хотелось бы побольше. Ещё миллиметр удастся выгодать, если свинтить наглазник, но тогда придётся упираться в металлическую оправу глазной линзы. С большими бабулиными очками выноса было недостаточно, чтобы охватить всё поле зрения даже со свинченными наглазниками. Получается, значительная часть от полных ~22мм остаётся неиспользуемой.
Внутренняя отделка без изысков. После объективов установлены светозащитные конические тубусы, думаю, из пластика. Они чёрные, с неглубокой насечкой, похожей на резьбу. Вторую призму от паразитных лучей не скрывают, для этого её рабочие грани прикрыты чёрными металлическими крышечками. Весь металл внутри - некрашеный. Вторая призма зафиксирована белым клеем. Кто-то здесь предполагал, что призменный блок в Fujinon'ах имеет подвижное крепление для смягчения ударов. Это не так, крепление к корпусу жёсткое.
Объективы - ахроматические склейки. Фокусное расстояние точно определить не удалось из-за большой МДФ (около 13м), малого хода окуляров и резинового покрытия корпуса. Если довериться диоптрийной разметке на окулярах, то получится около 205мм. По перефокусировке с бесконечности на МДФ получилось в районе 190..200мм.
Просветление зелёновато-бирюзовое, немного отличается между правой и левой трубой по оттенкам и яркости. По сравнению со старым японским Celestron Ultima преимущество незаметно. От призм блики невысокой яркости, пожалуй, даже тусклее, чем от объективов, тёмно-фиолетового цвета.
Яркий ртутный фонарь в 85м от наблюдателя порождает в поле зрения (одного канала) 4-5 расфокусированных слабых блика и 1 маленький сконцентрированный. Наблюдениям не мешают.
На фотографии слева направо: Fujinon левый, Fujinon правый, Celestron Ultima.
Рабочая апертура оценивалась визуально с помощью штангенциркуля перед объективом и при фокусировке на бесконечность составила ~49мм. Увеличение по отношению входного и выходного зрачков 10х. Выходные зрачки почти круглые в обоих каналах, размером ~4,9х4,8мм, с небольшим фрагментом какой-то детали.
Области вокруг выходных зрачков довольно сильно засвечены бликами от нерабочих поверхностей призм, диафрагм и других элементов. Естественных условий для оценки работы в контровом свете захватить пока не удалось. Домашние испытания показали, что на довольно большом удалении (~20°) от яркого протяжённого источника появляется световая вуаль покрывающая значительную часть ПЗ и снижающая контраст. При вхождении источника в ПЗ вуаль пропадает, остаются умеренно яркие ореолы непосредственно вокруг источников. В целом светозащиту можно назвать неплохой. Дополню наблюдения, когда проверю в реальных условиях днём.
Виньетирование на большей части поля очень мало. На удалении от оси 15..25° оно сохраняется на одном уровне около 8% (по площади). Такое невысокое значение виньетирование достигается, очевидно, призмами немаленького размера, 26,8мм. Начиная с ~25° зрачок режется на линзах окуляра, несмотря на их гигантский размер. Перед исчезновением зрачка виньетирование достигает 69%.
Светопропускание в полосе фильтра Baader Solar Continuum (~540nm) составило 87,4%. Не так круто, как многие ожидали, но тоже неплохо. На самом деле я не считаю светопропускание такой уж важной характеристикой, потому что, как мне кажется, заметить разницу в количестве света 5..10% непросто. Меня больше волнует цветопередача. У FMTR она имеет лёгкий персиковый оттенок и в целом находится на хорошем среднем уровне. Вот светопропускание, приведённое к 100% в канале с максимальным значением, RGB: 100/97,2/90,9 (камера Canon 400D). Позже обнародую табличку с данными по другим биноклям и сравнение с субъективными ощущениями, чтобы стало понятнее, что значат эти числа. А пока, если у вас хороший монитор, по этой карточке вы получите приблизительное представление о том, как видно в этот бинокль. Слева Celestron Ultima, справа FMTR, внизу Conquest HD:
При измерении кажущегося поля был обнаружен интересный момент. Полевая диафрагма закреплена не на окуляре, как это обычно бывает, а на корпусе бинокля, т.е. неподвижна. Это приводит к тому, что окулярное поле изменяется при фокусировке, а полевая диафрагма несколько размывается. Реальное поле при этом остаётся постоянным, насколько я понимаю. По рулетке дома - 6,48°.
Здесь же я должен извиниться за дезинформацию. При непосредственном сравнении FMTR 10x50 и Zeiss Conquest HD 10x42 на выставке я был настолько уверен, что окулярное поле Fujinon'а окажется больше, что зафиксировав разницу, даже не удосужился поморгать глазами, чтобы понять, какой кружок какому биноклю принадлежит. Короче, намерил 62,1° при фокусировке на бесконечность. На МДФ вырастает до 64,6°.
Коррекция полевых аберраций очень и очень хорошая. Пожалуй, за относительно небольшие деньги, которых стоит FMT, лучше бинокля 10х50 по этому параметру не найти. В левом канале искривление звезды по всем направлениям симметричное, его и выбрал для фотографирования. В правом канале форма кляксы неодинаковая по разным направлениям от центра: вверх/вправо звезда вытягивается в радиальном направлении, вниз/влево - в тангенциальном. Размер кляксы приблизительно одинаковый. Такая особенность, видимо, связана с перекосом окуляра. Это подтверждается и тем, что при фокусировке на небольшое расстояние между каналами появляется лёгкая вертикальная разъюстировка, при этом на бесконечности всё ОК. На качестве наблюдений никоим образом не сказывается.
Ниже приведены фотографии искусственной звезды в центре и на разном удалении от центра. Для сравнения представлена связка ED рефрактора Equinox 80mm и одного из лучших обзорных окуляров Nagler T5 31mm. Поле Naglera на треть больше, поэтому для него выбрано удаление от центра, соответствующее FMTR в градусах окулярного поля.
Фотографии получены с помощью объектива, сфокусированного на дистанции 963мм, т.е. иммитирующего наблюдателя с близорукостью ~1 диоптрия. Сравнение вида аберрационных пятен, полученных через другой объектив, сфокусированный на 1м и на бесконечность, не выявили заметной разницы.
В левом столбце все объекты выровнены по экспозиции (количеству света). Для зоны экспозиция поднята, чтобы компенсировать недостаток в яркости.
1-й ряд: FMTR 10x50 радиус ~0,3, радиус ~0,7, край;
2-й ряд: FMTR 10x50 диск Эйри в центре, масштабная линейка;
3-й ряд: FMTR 10x50 то же, что ряд 1, но с диафрагмой на объективе 30мм;
4-й ряд: Equinox 80mm + Nagler T5 31mm диск Эйри в центре поля;
5-й ряд: Equinox 80mm + Nagler T5 31mm радиус ~0,25, радиус ~0,5, радиус ~0,75;
6-й ряд: Equinox 80mm + Nagler T5 31mm край.
Как видно, до 10° Equinox c Nagler'ом сохраняют отличное качество. Звёздочка имеет яркий центральный максимум белого цвета и аберрационный ореол весьма умеренного размера. Такую картину можно условно считать неискажённой. FMTR на том же удалении показывает уже довольно пухленькую кляксу размером ~5х7 угловых минут. Ситуацию несколько спасает диафрагмирование (имитация дневных наблюдений), при котором клякса поджимается и энергия распределяется ближе к центру. Далее у обоих пятно сильно разрастается в размерах, но рефрактор при этом сохраняет белый центр увеличенной яркости. Клякса бинокля имеет равномерную яркость.
Про микроконтраст при дневных наблюдениях я уже писал недавно. Теперь попытаюсь найти причины отставания FMTR. На фотографиях ИЗ с малой экспозицией видно, что диск Эйри и первое кольцо имеют жёлто-зелёный цвет. На пересвеченных фотографиях синие и красные лучи распределяются на значительно большую площадь, до 10..15 колец и дальше. На одном из внефокалов также видно, что фокус синих и красных лучей сильно отличается от зелёного. Слабый астигматизм на фоне такого хроматизма вряд ли имеет какое-то значение.
Правый:
Левый:
Диафрагмирование сильно улучшает ситуацию, хроматический ореол уменьшается до ~6 колец, правда при этом и размер диска/колец увеличивается. На фотографии слева два диска Эйри левого канала FMTR с разными экспозициями. Для сравнения справа - пережжённый диск Эйри Equinox'а на полной апертуре. Слабый хроматический ореол ложится в 5 колец, центральный максимум белый (см. таблицу с аберрационными пятнами).
Ну что ж, видимо, дело именно в хроматизме. Если так, то в WO, возможно, есть ED стекло, как они и заявляют.
Несмотря на ужасающие фотографии дифракционных картин, по ИЗ хроматизм не виден вообще. Довольно аккуратный маленький ореольчик, размером около 6'. По реальным звёздам много не смотрел и с другими биноклями не сравнивал. Наверное и здесь лучшее возможно, но меня такое изображение полностью устраивает. Отличный астрономический бинокль.
Таблица измеренных характеристик
Зависимость стереобазы от МЗР
Благодарю Марию Петрову из представительства Fujinon за предоставленный на испытания бинокль!
Бинокли линейки Fujinon FMT в последние годы стали очень популярны и приобрёли репутацию приборов для астрономических наблюдений самой высокой категории качества. Они производятся в Японии с применением передовых технологий, обеспечивающих отличное изображение. Cтоит только раз подержать в руках, и любые сомнения в их прочности и надёжности испарятся вмиг.
Но так ли они хороши на самом деле? Давай рассмотрим их поближе.
Мне досталась модификация R с резиновым покрытием корпуса. Внешний вид и качество материалов нареканий не вызывают. Сделано добротно и аккуратно, приятно держать в руках. Окуляры вращаются плавно с умеренным усилием и без люфтов. Несъёмные крышки объективов - практичное решение, не потеряются. В переднем торце центрального шарнира есть стандартная резьба 1/4 дюйма для крепления к штативному адаптеру. Регулировка межзрачкового расстояния происходит туго настолько, чтобы не сбиться случайным образом, но плавно - то что надо. Резиновое покрытие неприятных запахов не издаёт. Корпус солидных размеров, хват удобный - есть куда положить руки. Увесист, 1442 грамма - лучше не ронять, отобьёт пальцы на ноге! С рук долго не понаблюдаешь, да и незачем, такому красавцу положен штатив.
Наглазники большого диаметра из довольно мягкой резины. Великоваты для меня. Чтобы совместить глаза с выходными зрачками, нужно немного придавить бинокль к лицу.
Удаление выходного зрачка от основания наглазника - 16мм, для наблюдения в очках хотелось бы побольше. Ещё миллиметр удастся выгодать, если свинтить наглазник, но тогда придётся упираться в металлическую оправу глазной линзы. С большими бабулиными очками выноса было недостаточно, чтобы охватить всё поле зрения даже со свинченными наглазниками. Получается, значительная часть от полных ~22мм остаётся неиспользуемой.
Внутренняя отделка без изысков. После объективов установлены светозащитные конические тубусы, думаю, из пластика. Они чёрные, с неглубокой насечкой, похожей на резьбу. Вторую призму от паразитных лучей не скрывают, для этого её рабочие грани прикрыты чёрными металлическими крышечками. Весь металл внутри - некрашеный. Вторая призма зафиксирована белым клеем. Кто-то здесь предполагал, что призменный блок в Fujinon'ах имеет подвижное крепление для смягчения ударов. Это не так, крепление к корпусу жёсткое.
Объективы - ахроматические склейки. Фокусное расстояние точно определить не удалось из-за большой МДФ (около 13м), малого хода окуляров и резинового покрытия корпуса. Если довериться диоптрийной разметке на окулярах, то получится около 205мм. По перефокусировке с бесконечности на МДФ получилось в районе 190..200мм.
Просветление зелёновато-бирюзовое, немного отличается между правой и левой трубой по оттенкам и яркости. По сравнению со старым японским Celestron Ultima преимущество незаметно. От призм блики невысокой яркости, пожалуй, даже тусклее, чем от объективов, тёмно-фиолетового цвета.
Яркий ртутный фонарь в 85м от наблюдателя порождает в поле зрения (одного канала) 4-5 расфокусированных слабых блика и 1 маленький сконцентрированный. Наблюдениям не мешают.
На фотографии слева направо: Fujinon левый, Fujinon правый, Celestron Ultima.
Рабочая апертура оценивалась визуально с помощью штангенциркуля перед объективом и при фокусировке на бесконечность составила ~49мм. Увеличение по отношению входного и выходного зрачков 10х. Выходные зрачки почти круглые в обоих каналах, размером ~4,9х4,8мм, с небольшим фрагментом какой-то детали.
Области вокруг выходных зрачков довольно сильно засвечены бликами от нерабочих поверхностей призм, диафрагм и других элементов. Естественных условий для оценки работы в контровом свете захватить пока не удалось. Домашние испытания показали, что на довольно большом удалении (~20°) от яркого протяжённого источника появляется световая вуаль покрывающая значительную часть ПЗ и снижающая контраст. При вхождении источника в ПЗ вуаль пропадает, остаются умеренно яркие ореолы непосредственно вокруг источников. В целом светозащиту можно назвать неплохой. Дополню наблюдения, когда проверю в реальных условиях днём.
Виньетирование на большей части поля очень мало. На удалении от оси 15..25° оно сохраняется на одном уровне около 8% (по площади). Такое невысокое значение виньетирование достигается, очевидно, призмами немаленького размера, 26,8мм. Начиная с ~25° зрачок режется на линзах окуляра, несмотря на их гигантский размер. Перед исчезновением зрачка виньетирование достигает 69%.
Светопропускание в полосе фильтра Baader Solar Continuum (~540nm) составило 87,4%. Не так круто, как многие ожидали, но тоже неплохо. На самом деле я не считаю светопропускание такой уж важной характеристикой, потому что, как мне кажется, заметить разницу в количестве света 5..10% непросто. Меня больше волнует цветопередача. У FMTR она имеет лёгкий персиковый оттенок и в целом находится на хорошем среднем уровне. Вот светопропускание, приведённое к 100% в канале с максимальным значением, RGB: 100/97,2/90,9 (камера Canon 400D). Позже обнародую табличку с данными по другим биноклям и сравнение с субъективными ощущениями, чтобы стало понятнее, что значат эти числа. А пока, если у вас хороший монитор, по этой карточке вы получите приблизительное представление о том, как видно в этот бинокль. Слева Celestron Ultima, справа FMTR, внизу Conquest HD:
При измерении кажущегося поля был обнаружен интересный момент. Полевая диафрагма закреплена не на окуляре, как это обычно бывает, а на корпусе бинокля, т.е. неподвижна. Это приводит к тому, что окулярное поле изменяется при фокусировке, а полевая диафрагма несколько размывается. Реальное поле при этом остаётся постоянным, насколько я понимаю. По рулетке дома - 6,48°.
Здесь же я должен извиниться за дезинформацию. При непосредственном сравнении FMTR 10x50 и Zeiss Conquest HD 10x42 на выставке я был настолько уверен, что окулярное поле Fujinon'а окажется больше, что зафиксировав разницу, даже не удосужился поморгать глазами, чтобы понять, какой кружок какому биноклю принадлежит. Короче, намерил 62,1° при фокусировке на бесконечность. На МДФ вырастает до 64,6°.
Коррекция полевых аберраций очень и очень хорошая. Пожалуй, за относительно небольшие деньги, которых стоит FMT, лучше бинокля 10х50 по этому параметру не найти. В левом канале искривление звезды по всем направлениям симметричное, его и выбрал для фотографирования. В правом канале форма кляксы неодинаковая по разным направлениям от центра: вверх/вправо звезда вытягивается в радиальном направлении, вниз/влево - в тангенциальном. Размер кляксы приблизительно одинаковый. Такая особенность, видимо, связана с перекосом окуляра. Это подтверждается и тем, что при фокусировке на небольшое расстояние между каналами появляется лёгкая вертикальная разъюстировка, при этом на бесконечности всё ОК. На качестве наблюдений никоим образом не сказывается.
Ниже приведены фотографии искусственной звезды в центре и на разном удалении от центра. Для сравнения представлена связка ED рефрактора Equinox 80mm и одного из лучших обзорных окуляров Nagler T5 31mm. Поле Naglera на треть больше, поэтому для него выбрано удаление от центра, соответствующее FMTR в градусах окулярного поля.
Фотографии получены с помощью объектива, сфокусированного на дистанции 963мм, т.е. иммитирующего наблюдателя с близорукостью ~1 диоптрия. Сравнение вида аберрационных пятен, полученных через другой объектив, сфокусированный на 1м и на бесконечность, не выявили заметной разницы.
В левом столбце все объекты выровнены по экспозиции (количеству света). Для зоны экспозиция поднята, чтобы компенсировать недостаток в яркости.
1-й ряд: FMTR 10x50 радиус ~0,3, радиус ~0,7, край;
2-й ряд: FMTR 10x50 диск Эйри в центре, масштабная линейка;
3-й ряд: FMTR 10x50 то же, что ряд 1, но с диафрагмой на объективе 30мм;
4-й ряд: Equinox 80mm + Nagler T5 31mm диск Эйри в центре поля;
5-й ряд: Equinox 80mm + Nagler T5 31mm радиус ~0,25, радиус ~0,5, радиус ~0,75;
6-й ряд: Equinox 80mm + Nagler T5 31mm край.
Как видно, до 10° Equinox c Nagler'ом сохраняют отличное качество. Звёздочка имеет яркий центральный максимум белого цвета и аберрационный ореол весьма умеренного размера. Такую картину можно условно считать неискажённой. FMTR на том же удалении показывает уже довольно пухленькую кляксу размером ~5х7 угловых минут. Ситуацию несколько спасает диафрагмирование (имитация дневных наблюдений), при котором клякса поджимается и энергия распределяется ближе к центру. Далее у обоих пятно сильно разрастается в размерах, но рефрактор при этом сохраняет белый центр увеличенной яркости. Клякса бинокля имеет равномерную яркость.
Про микроконтраст при дневных наблюдениях я уже писал недавно. Теперь попытаюсь найти причины отставания FMTR. На фотографиях ИЗ с малой экспозицией видно, что диск Эйри и первое кольцо имеют жёлто-зелёный цвет. На пересвеченных фотографиях синие и красные лучи распределяются на значительно большую площадь, до 10..15 колец и дальше. На одном из внефокалов также видно, что фокус синих и красных лучей сильно отличается от зелёного. Слабый астигматизм на фоне такого хроматизма вряд ли имеет какое-то значение.
Правый:
Левый:
Диафрагмирование сильно улучшает ситуацию, хроматический ореол уменьшается до ~6 колец, правда при этом и размер диска/колец увеличивается. На фотографии слева два диска Эйри левого канала FMTR с разными экспозициями. Для сравнения справа - пережжённый диск Эйри Equinox'а на полной апертуре. Слабый хроматический ореол ложится в 5 колец, центральный максимум белый (см. таблицу с аберрационными пятнами).
Ну что ж, видимо, дело именно в хроматизме. Если так, то в WO, возможно, есть ED стекло, как они и заявляют.
Несмотря на ужасающие фотографии дифракционных картин, по ИЗ хроматизм не виден вообще. Довольно аккуратный маленький ореольчик, размером около 6'. По реальным звёздам много не смотрел и с другими биноклями не сравнивал. Наверное и здесь лучшее возможно, но меня такое изображение полностью устраивает. Отличный астрономический бинокль.
Таблица измеренных характеристик
Вынос зрачка за развёрнутый наглазник, мм | 7 |
Диаметр наглазника, мм | 44,5 |
Вынос зрачка от основания наглазника, мм | 16 |
Диаметр глазной линзы, мм | 27 |
От стекла до оправы глазной линзы, мм | 4,8 |
Вынос зрачка от стекла, мм | ~22 |
Высота наглазника от основания, мм | 9 |
Форма глазной линзы | Вогнутая |
Увеличение на бесконечности | 10 |
Действующая апертура на бесконечности, мм | 49 |
Диаметр выходного зрачка на бесконечности, мм | 4,9 |
Реальное поле по рулетке, ° | 6,48 |
Кажущееся поле на бесконечности, ° | 62,1 |
Кажущееся поле на МДФ, ° | 64,6 |
Виньетирование (по площади) | 15° - 8%, 25° - 8%, край - 69% |
Размеры звезды на радиусе 0,3, ' | 5х7 |
Размеры звезды на радиусе 0,7, ' | 9х12 |
Размеры звезды на краю поля, ' | 16х20 |
Цветопередача RGB, % | 100/97,2/90,9 |
Светопропускание с | |
фильтром Baader Solar Continuum (~540nm), % | 87,4 |
Запас хода фокусера за бесконечность, диоптрий | 5,75? |
МДФ, м | 12,8 |
Фокусное расстояние объективов, мм | 190..200? |
Размер призм, мм | 26,8 |
Соответствие шкалы МЗР, мм | 60+0,0; 70+0,0 |
Диапазон изменения МЗР, мм | 54,5 - 73,9 |
Масса бинокля + сумки + крышек, г | 1758 |
Масса бинокля, г | 1442 |
Зависимость стереобазы от МЗР
База окуляров | База объективов | Коэффициент превышения стереобазы |
54,5 | 123,1 | 2,26 |
60 | 132 | 2,2 |
65 | 139,5 | 2,15 |
70 | 145,9 | 2,08 |
71,2 | 147,1 | 2,07 |
73,9 | 148,7 | 2,01 |