Благодарю Марию Петрову из представительства Fujinon за предоставленный на испытания бинокль!
Бинокли линейки Fujinon FMT в последние годы стали очень популярны и приобрёли репутацию приборов для астрономических наблюдений самой высокой категории качества. Они производятся в Японии с применением передовых технологий, обеспечивающих отличное изображение. Cтоит только раз подержать в руках, и любые сомнения в их прочности и надёжности испарятся вмиг.
Но так ли они хороши на самом деле? Давай рассмотрим их поближе.
Мне досталась модификация R с резиновым покрытием корпуса. Внешний вид и качество материалов нареканий не вызывают. Сделано добротно и аккуратно, приятно держать в руках. Окуляры вращаются плавно с умеренным усилием и без люфтов. Несъёмные крышки объективов - практичное решение, не потеряются. В переднем торце центрального шарнира есть стандартная резьба 1/4 дюйма для крепления к штативному адаптеру. Регулировка межзрачкового расстояния происходит туго настолько, чтобы не сбиться случайным образом, но плавно - то что надо. Резиновое покрытие неприятных запахов не издаёт. Корпус солидных размеров, хват удобный - есть куда положить руки. Увесист, 1442 грамма - лучше не ронять, отобьёт пальцы на ноге! С рук долго не понаблюдаешь, да и незачем, такому красавцу положен штатив.
Наглазники большого диаметра из довольно мягкой резины. Великоваты для меня. Чтобы совместить глаза с выходными зрачками, нужно немного придавить бинокль к лицу.
Удаление выходного зрачка от основания наглазника - 16мм, для наблюдения в очках хотелось бы побольше. Ещё миллиметр удастся выгодать, если свинтить наглазник, но тогда придётся упираться в металлическую оправу глазной линзы. С большими бабулиными очками выноса было недостаточно, чтобы охватить всё поле зрения даже со свинченными наглазниками. Получается, значительная часть от полных ~22мм остаётся неиспользуемой.
Внутренняя отделка без изысков. После объективов установлены светозащитные конические тубусы, думаю, из пластика. Они чёрные, с неглубокой насечкой, похожей на резьбу. Вторую призму от паразитных лучей не скрывают, для этого её рабочие грани прикрыты чёрными металлическими крышечками. Весь металл внутри - некрашеный. Вторая призма зафиксирована белым клеем. Кто-то здесь предполагал, что призменный блок в Fujinon'ах имеет подвижное крепление для смягчения ударов. Это не так, крепление к корпусу жёсткое.
Объективы - ахроматические склейки. Фокусное расстояние точно определить не удалось из-за большой МДФ (около 13м), малого хода окуляров и резинового покрытия корпуса. Если довериться диоптрийной разметке на окулярах, то получится около 205мм. По перефокусировке с бесконечности на МДФ получилось в районе 190..200мм.
Просветление зелёновато-бирюзовое, немного отличается между правой и левой трубой по оттенкам и яркости. По сравнению со старым японским Celestron Ultima преимущество незаметно. От призм блики невысокой яркости, пожалуй, даже тусклее, чем от объективов, тёмно-фиолетового цвета.
Яркий ртутный фонарь в 85м от наблюдателя порождает в поле зрения (одного канала) 4-5 расфокусированных слабых блика и 1 маленький сконцентрированный. Наблюдениям не мешают.
На фотографии слева направо: Fujinon левый, Fujinon правый, Celestron Ultima.
Рабочая апертура оценивалась визуально с помощью штангенциркуля перед объективом и при фокусировке на бесконечность составила ~49мм. Увеличение по отношению входного и выходного зрачков 10х. Выходные зрачки почти круглые в обоих каналах, размером ~4,9х4,8мм, с небольшим фрагментом какой-то детали.
Области вокруг выходных зрачков довольно сильно засвечены бликами от нерабочих поверхностей призм, диафрагм и других элементов. Естественных условий для оценки работы в контровом свете захватить пока не удалось. Домашние испытания показали, что на довольно большом удалении (~20°) от яркого протяжённого источника появляется световая вуаль покрывающая значительную часть ПЗ и снижающая контраст. При вхождении источника в ПЗ вуаль пропадает, остаются умеренно яркие ореолы непосредственно вокруг источников. В целом светозащиту можно назвать неплохой. Дополню наблюдения, когда проверю в реальных условиях днём.
Виньетирование на большей части поля очень мало. На удалении от оси 15..25° оно сохраняется на одном уровне около 8% (по площади). Такое невысокое значение виньетирование достигается, очевидно, призмами немаленького размера, 26,8мм. Начиная с ~25° зрачок режется на линзах окуляра, несмотря на их гигантский размер. Перед исчезновением зрачка виньетирование достигает 69%.
Светопропускание в полосе фильтра Baader Solar Continuum (~540nm) составило 87,4%. Не так круто, как многие ожидали, но тоже неплохо. На самом деле я не считаю светопропускание такой уж важной характеристикой, потому что, как мне кажется, заметить разницу в количестве света 5..10% непросто. Меня больше волнует цветопередача. У FMTR она имеет лёгкий персиковый оттенок и в целом находится на хорошем среднем уровне. Вот светопропускание, приведённое к 100% в канале с максимальным значением, RGB: 100/97,2/90,9 (камера Canon 400D). Позже обнародую табличку с данными по другим биноклям и сравнение с субъективными ощущениями, чтобы стало понятнее, что значат эти числа. А пока, если у вас хороший монитор, по этой карточке вы получите приблизительное представление о том, как видно в этот бинокль. Слева Celestron Ultima, справа FMTR, внизу Conquest HD:
При измерении кажущегося поля был обнаружен интересный момент. Полевая диафрагма закреплена не на окуляре, как это обычно бывает, а на корпусе бинокля, т.е. неподвижна. Это приводит к тому, что окулярное поле изменяется при фокусировке, а полевая диафрагма несколько размывается. Реальное поле при этом остаётся постоянным, насколько я понимаю. По рулетке дома - 6,48°.
Здесь же я должен извиниться за дезинформацию. При непосредственном сравнении FMTR 10x50 и Zeiss Conquest HD 10x42 на выставке я был настолько уверен, что окулярное поле Fujinon'а окажется больше, что зафиксировав разницу, даже не удосужился поморгать глазами, чтобы понять, какой кружок какому биноклю принадлежит. Короче, намерил 62,1° при фокусировке на бесконечность. На МДФ вырастает до 64,6°.
Коррекция полевых аберраций очень и очень хорошая. Пожалуй, за относительно небольшие деньги, которых стоит FMT, лучше бинокля 10х50 по этому параметру не найти. В левом канале искривление звезды по всем направлениям симметричное, его и выбрал для фотографирования. В правом канале форма кляксы неодинаковая по разным направлениям от центра: вверх/вправо звезда вытягивается в радиальном направлении, вниз/влево - в тангенциальном. Размер кляксы приблизительно одинаковый. Такая особенность, видимо, связана с перекосом окуляра. Это подтверждается и тем, что при фокусировке на небольшое расстояние между каналами появляется лёгкая вертикальная разъюстировка, при этом на бесконечности всё ОК. На качестве наблюдений никоим образом не сказывается.
Ниже приведены фотографии искусственной звезды в центре и на разном удалении от центра. Для сравнения представлена связка ED рефрактора Equinox 80mm и одного из лучших обзорных окуляров Nagler T5 31mm. Поле Naglera на треть больше, поэтому для него выбрано удаление от центра, соответствующее FMTR в градусах окулярного поля.
Фотографии получены с помощью объектива, сфокусированного на дистанции 963мм, т.е. иммитирующего наблюдателя с близорукостью ~1 диоптрия. Сравнение вида аберрационных пятен, полученных через другой объектив, сфокусированный на 1м и на бесконечность, не выявили заметной разницы.
В левом столбце все объекты выровнены по экспозиции (количеству света). Для зоны экспозиция поднята, чтобы компенсировать недостаток в яркости.
1-й ряд: FMTR 10x50 радиус ~0,3, радиус ~0,7, край;
2-й ряд: FMTR 10x50 диск Эйри в центре, масштабная линейка;
3-й ряд: FMTR 10x50 то же, что ряд 1, но с диафрагмой на объективе 30мм;
4-й ряд: Equinox 80mm + Nagler T5 31mm диск Эйри в центре поля;
5-й ряд: Equinox 80mm + Nagler T5 31mm радиус ~0,25, радиус ~0,5, радиус ~0,75;
6-й ряд: Equinox 80mm + Nagler T5 31mm край.
Как видно, до 10° Equinox c Nagler'ом сохраняют отличное качество. Звёздочка имеет яркий центральный максимум белого цвета и аберрационный ореол весьма умеренного размера. Такую картину можно условно считать неискажённой. FMTR на том же удалении показывает уже довольно пухленькую кляксу размером ~5х7 угловых минут. Ситуацию несколько спасает диафрагмирование (имитация дневных наблюдений), при котором клякса поджимается и энергия распределяется ближе к центру. Далее у обоих пятно сильно разрастается в размерах, но рефрактор при этом сохраняет белый центр увеличенной яркости. Клякса бинокля имеет равномерную яркость.
Про микроконтраст при дневных наблюдениях я уже писал недавно. Теперь попытаюсь найти причины отставания FMTR. На фотографиях ИЗ с малой экспозицией видно, что диск Эйри и первое кольцо имеют жёлто-зелёный цвет. На пересвеченных фотографиях синие и красные лучи распределяются на значительно большую площадь, до 10..15 колец и дальше. На одном из внефокалов также видно, что фокус синих и красных лучей сильно отличается от зелёного. Слабый астигматизм на фоне такого хроматизма вряд ли имеет какое-то значение.
Правый:
Левый:
Диафрагмирование сильно улучшает ситуацию, хроматический ореол уменьшается до ~6 колец, правда при этом и размер диска/колец увеличивается. На фотографии слева два диска Эйри левого канала FMTR с разными экспозициями. Для сравнения справа - пережжённый диск Эйри Equinox'а на полной апертуре. Слабый хроматический ореол ложится в 5 колец, центральный максимум белый (см. таблицу с аберрационными пятнами).
Ну что ж, видимо, дело именно в хроматизме. Если так, то в WO, возможно, есть ED стекло, как они и заявляют.
Несмотря на ужасающие фотографии дифракционных картин, по ИЗ хроматизм не виден вообще. Довольно аккуратный маленький ореольчик, размером около 6'. По реальным звёздам много не смотрел и с другими биноклями не сравнивал. Наверное и здесь лучшее возможно, но меня такое изображение полностью устраивает. Отличный астрономический бинокль.
Таблица измеренных характеристик
Вынос зрачка за развёрнутый наглазник, мм | 7 |
Диаметр наглазника, мм | 44,5 |
Вынос зрачка от основания наглазника, мм | 16 |
Диаметр глазной линзы, мм | 27 |
От стекла до оправы глазной линзы, мм | 4,8 |
Вынос зрачка от стекла, мм | ~22 |
Высота наглазника от основания, мм | 9 |
Форма глазной линзы | Вогнутая |
Увеличение на бесконечности | 10 |
Действующая апертура на бесконечности, мм | 49 |
Диаметр выходного зрачка на бесконечности, мм | 4,9 |
Реальное поле по рулетке, ° | 6,48 |
Кажущееся поле на бесконечности, ° | 62,1 |
Кажущееся поле на МДФ, ° | 64,6 |
Виньетирование (по площади) | 15° - 8%, 25° - 8%, край - 69% |
Размеры звезды на радиусе 0,3, ' | 5х7 |
Размеры звезды на радиусе 0,7, ' | 9х12 |
Размеры звезды на краю поля, ' | 16х20 |
Цветопередача RGB, % | 100/97,2/90,9 |
Светопропускание с | |
фильтром Baader Solar Continuum (~540nm), % | 87,4 |
Запас хода фокусера за бесконечность, диоптрий | 5,75? |
МДФ, м | 12,8 |
Фокусное расстояние объективов, мм | 190..200? |
Размер призм, мм | 26,8 |
Соответствие шкалы МЗР, мм | 60+0,0; 70+0,0 |
Диапазон изменения МЗР, мм | 54,5 - 73,9 |
Масса бинокля + сумки + крышек, г | 1758 |
Масса бинокля, г | 1442 |
Зависимость стереобазы от МЗР
База окуляров | База объективов | Коэффициент превышения стереобазы |
54,5 | 123,1 | 2,26 |
60 | 132 | 2,2 |
65 | 139,5 | 2,15 |
70 | 145,9 | 2,08 |
71,2 | 147,1 | 2,07 |
73,9 | 148,7 | 2,01 |