Сравнительный обзор биноклей Swarovski Habicht 8x30w и Nikon E2 8x30
Уверен, каждый любитель биноклей хотел бы найти свои идеальный инструмент. И для многих эти поиски наверняка приводили к двум моделям: Swarovski Habicht и Nikon E2. Потому что это последние из ныне производимых высококачественных порро классической конструкции с центральной фокусировкой, каждый со своими уникальными плюсами. Насколько оправданы возлагаемые на них надежды? Давайте проверим!
Комплектация.
Swarovski Habicht поставляется в большой красивой коробке типа "пенал" с двойными стенками из прочного картона. Кроме самого бинокля в ней можно найти брошюру, салфетки для оптики, нашейный ремень, общая крышка окуляров, чехол. Крышек для объективов в комплекте нет. Ремень кожаный, неширокий, со слоем мягкого обрезиненного неопрена(?) на внутренней стороне. На внешней тиснение "SWAROVSKI" большого размера. Чехол из тонкой синтетической материи вызывает недоумение. К такому биноклю могли бы положить что-то подороже. Ну хотя бы что-то, обеспечивающее защиту от ударов.
Коробка Nikon E2 из плотного однослойного картона, размерами не на много превышающая чехол. В комплекте крышки объективов, общая крышка окуляров, брошюры, нашейный ремень, чехол. Ремень кожаный, неширокий, с вышитой жёлтыми нитками надписью "Nikon since 1917". Чехол кожаный, изнутри проклеен мягкой тканью, закрывается на липучку, выглядит очень красиво качественно и дорого.
Качество экстерьера.
Swarovski Habicht полностью повторяет свой внешний вид и оптическую схему с тех пор, как его начали делать в 1949 году. У современного Habicht резиновые наглазники и покрытие корпуса, другая краска на металле, многослойное просветление оптики. Вот и все отличия. Оптика благодаря просветлению, безусловно, стала лучше. А вот насчёт внешнего вида - вопрос спорный. Краска на металлических деталях не просто матовая, а шероховатая. Резина имеет иную фактуру и серый цвет. В общем, вся винтажная привлекательность старого Habicht испарилась.
Стоит отметить, что некоторые изменения произошли совсем недавно. Судя по фотографиям, например отсюда, ещё несколько лет назад краска была другая, более гладкая, глянцевая. И мне такая нравится больше.
Кроме того, мой экземпляр собран довольно криво. В местах стыков резинового покрытия с крышками корпуса есть огромные щели. Вырез вокруг фигурки ястреба сделан очень неаккуратно. Вокруг крепёжных винтов крышки слегка деформированы. Шкала межзрачковых расстояний имеет приличное расхождение с реальными значениями (см. таблицу). Слой белой краски на огромной фрезерованной надписи "SWAROVSKI" такой тонкий, что... не везде белый. После всего этого я начинаю сомневаться в одном из главных достоинств Habicht - герметичности.
Честно говоря, у меня нет слов, чтобы правильно выразить своё отношение. Бинокль от столь уважаемого производителя за немалые деньги обязан выглядеть соответствующе. А здесь такие огрехи, словно это китайская подделка за 20$. Позор, Swarovski.
Современное продолжение линейки E от Nikon с некоторыми изменениями повторяет внешность (но не оптику) Zeiss Obekochen 8x30 60-х годов. И выглядит E2 отлично! Глянцевая краска и чёрная резина, похожая по фактуре на виниловое покрытие Oberkochen'ов, создают правильный классический вид. В изготовлении он почти безупречен. Придраться всегда к чему-то можно, но, если честно, не хочется. Побольше бы таких качественных биноклей.
Качество интерьера.
Экранирование призм в Habicht выполнено более добротно. Рифлёный цилиндр от объектива и почти до призменного блока полностью скрывает от боковых лучей вторую призму. В E2 металлический экран чёрного цвета защищает лишь рабочую грань призмы. Нерабочие грани призм в обоих биноклях не чернёные.
Внутренности Habicht светятся голым гладким алюминием. В E2 поверхности шершавые, имеют отличное матовое чернение.
В E2 фиксация призм выполнена при помощи белого клея.
В обоих биноклях на внутренних поверхностях присутствует небольшое количество частиц пыли.
Наглазники: удобство позиционирования, блэкауты.
Я уже описывал негативное впечатление от первого опыта с выставки, но тогда подумал, что удастся выработать навык обращения и проблема уйдёт. Увы. Самое большое разочарование Swarovski Habicht и главная причина того, что бинокль не остался у меня - наглазники. Это самые неудобные наглазники среди всех биноклей, что я видел. Они имеют слишком маленький диаметр и сделаны из мягкой резины, из-за чего проваливаются чуть ли не к самым глазным яблокам. Высота так же выбрана не в соответствии с удалением выходного зрачка. Она слишком маленькая. Всё это приводит к нескольким неприятным следствиям:
1) несмотря на приличный вынос зрачка, глазная линза пачкается с первого взгляда;
2) из-за нахождения зрачка глаза ближе области локализации выходного зрачка бинокля внешняя часть поля зрения слегка завиньетирована, а любое небольшое отклонение взгляда от центра вызывает сильные блэкауты;
3) поскольку упирать бинокль в мягкие ткани вблизи глаза не очень приятно, его приходится поддерживать "навесу" для снижения давление. Из-за это он теряет прочную фиксацию и колеблется поперёк оптической оси, что вызывает непостоянство виньетирования внешней части поля зрения. Оно как бы перетекает, усиливаясь с одной стороны и ослабевая с другой.
Как вариант, можно выбрать позицию "исподлобья": приподнять бинокль и упереть выше, в бровь. Но удобство позиционирования, стабильность бинокля и комфорт наблюдения так же остаются не на высоте.
К Nikon E2 претензий нет.
Фокусер.
Это второй большой недостаток Habicht. Колесо фокусировки металлическое с насечкой. Сцепление хорошее, но усилие фокусировки чрезмерное. Этот бинокль не для наблюдения за птицами. Мой экземпляр к тому же имел приличный люфт, 12..15°. А при смене направления фокусировки издавал чмокающие звуки.
Зато у него огромный запас для близоруких - целых 18 диоптрий!
Минимальная дистанция фокусировки - 2,95м.
Диоптрийная подстройка на правом окуляре бесступенчатая, в меру мягкая, но хотелось бы потуже. ±8 диоптрий.
Фокусер E2 - образцово плавный, мягкий, точный. Люфт отсутствует. Колесо обрезиненное. Диаметр его больше чем в Habicht, а чувствительность немного меньше. Всё это позволяет точно и очень быстро перефокусироваться без напряжения.
Запас за бесконечность средний - 7 диоптрий.
МДФ очень хорошая - 2,22м.
Диоптрийная коррекция на правом окуляре бесступенчатая, с идеальной упругостью. ±8 диоптрий.
При пониженной температуре оба становятся более вязкими, пропорционально нормальному состоянию. При ~0° пользоваться можно, ниже не проверял.
Оптика. Просветление.
С объективами никаких сюрпризов. Классические склейки-дублеты.
Окуляры в E2 имеют более сложную конструкцию, необходимую для обеспечения приемлемой коррекции аберраций на широком поле.
Просветление объективов даёт отражения очень невысокой интенсивности в обоих биноклях.
Swarovski имеет одинаковую яркость бликов от призм и объективов. В Nikon блики от призм несколько ярче, но явно тусклее, чем от однослойного.
Яркий источник света (ртутный фонарь в ~85м, развёрнутый к наблюдателю) в поле зрения Habicht порождает четыре расфокусированных очень слабых блика. E2 немного хуже, здесь четыре расфокусированных слабых блика(чуть более заметных, чем в Habicht), перемещающихся по полю и два более сконцентрированных медленных блика, не покидающих центр поля зрения.
В приближенных к реальным условиях бликование в Habicht вообще никак не обращает на себя внимание. В E2 пара сконцентрированных бликов заметна, но их размеры малы и они не раздражают.
Светозащита.
Области вокруг выходных зрачков в обоих биноклях довольно сильно засвечены бликами от нерабочих поверхностей призм, что при наблюдениях может вызывать появление световых артефактов. На фотографии слева Nikon, справа Swarovski:
Фотографии выглядят схоже, но в деле Habitch оказывается хуже. Ночью, при прохождении источником света некоторых областей за пределами поля зрения появляется очень яркий резко очерченный блик большого размера в виде цветной решётки. Видимость зависит от направления взгляда. При приближении источника к границе поля зрения блик исчезает, но появляется новый - веерообразный, рядом с источником, уже не такой яркий. В Nikon ситуация с источником на границе поля аналогичная, только вместо веера луч. На практике всё не так страшно, как может показаться. Блики отлавливал специально, по яркому ртутному фонарю, развёрнутому в сторону наблюдателя. При реальных наблюдениях создать такие условия сложно.
При дневных наблюдениях оба проявили классическую проблему - белёсая вуаль полукругом, заполняющая поле зрения с противоположной от источника света стороны. Появляется более чем в 30-и градусах от источника. Яркость растёт по мере приближения к источнику. Когда источник оказывается на границе поля зрения, появляются другие блики большой площади, которые меняют свою яркость и форму в зависимости от положения зрачка.
Во время дневных наблюдений в Habicht обнаружилась ещё одна небольшая неприятность - кольцевой блик за пределами поля зрения. Он невысокой яркости. Возникает где-то на цилиндрической поверхности внутри окуляра. Наблюдениям не мешает, но немного отвлекает внимание, поскольку он подвижный и появляется сегментами, в зависимости от положения глаза. А поскольку стабильно фиксировать глаз не удаётся из-за наглазника, движется он почти всегда. Удалить блик возможно, для этого нужно отодвинуть бинокль от глаза, уперев наглазник повыше.
Виньетирование.
На фотографиях выше видно, что в Habicht призма не экранирует выходной зрачок. Однако, стоит сделать уточнение. При фотографировании была найдена позиция, при которой нет экранирования, и она отличается от центральной. Т.е. в центре виньетирование будет. Правда, совсем небольшое. С E2 - порядок.
Виньетирование на краю значительно сильнее у Habicht, около 74% (по площади), что заметно глазом. E2 ~58%. На иллюстрации выходные зрачки вблизи края поля зрения, слева Habicht, справа Nikon.
Искажение цвета.
E2 в сравнении с Habicht показывает слегка "тёплую" картинку. Насколько существенно отставание, оценить сложно. Я бы сказал, не сильное, но заметное. Разница явно определяется при непосредственном сравнении. В повседневном использовании E2 никак не обращал внимания на эту свою особенность. Хотя нельзя не признать, что близкая к нейтральной цветопередача делает изображение более реальным и эстетически приятным. И это, безусловно, одна из сильных сторон Habicht.
Коррекция полевых аберраций.
По числам в таблице и так всё ясно. На краю конкретное мыло у обоих. Но у E2 поле значительно шире, поэтому в пределах 59 градусов он лучше.
Хроматизм.
В наличии как хроматизм положения, так и увеличения. Синевы в центре добиться сложно, даже на очень контрастных сценах. При смещении зрачка окрашивание происходит, как и должно. В реальности об этом вряд ли когда-то вспомнишь. Пурпурно-жёлтые каёмки хроматизма увеличения видны от самого центра, но весьма ненавязчивы. В общем всё как положено для 8х на обычных стёклах.
Дисторсия.
У обоих очень сдержанная подушкообразная дисторсия. Для противников rolling balls баланс идеальный.
Микроконтраст(резкость) в центре поля.
Ну и самое главное. Долго разглагольствовать здесь не о чем. Swarovski лучше. И наверное лучше некуда. Nikon просто очень хорош. С головой удовлетворит требованиям 99% пользователей.
Сводная таблица измеренных характеристик
Swarovski Habicht 8x30w | Nikon E2 8x30 | |
Действующая апертура на бесконечность, мм | 29,3 | 30,0 |
Действующая апертура на МДФ, мм | 28,5 | 29,5 |
МДФ, м | 2,95 | 2,22 |
Фокусное расстояние объективов, мм | 120,7 | 110,6 |
Увеличение на бесконечность | 7,7х | 7,8х |
Увеличение на МДФ | 8,0х | 8,2х |
Реальное поле по рулетке (7,5м), ° | 7,95 | 8,66 |
Реальное поле с поправкой на бесконечность, ° | 8,08 | 8,79 |
Кажущееся поле, ° | 59,3 | 67,5 |
Визуальная оценка размеров аберрационного пятна на краю поля по искусственной звезде, ' | 45 (3:2 вдоль края поля) | 50 (сагитальный астигматизм) |
Виньетирование на краю поля, % (по площади) | 74 | 58 |
Высота наглазника, мм | 6,5 | 8,0 |
Удаление выходного зрачка за развёрнутый наглазник, мм | 4,5 | 4,0 |
Удаление выходного зрачка от основания наглазника, мм | 11,0 | 12,0 |
Диаметр наглазника, мм | 33,0 | 41,0 |
Диаметр глазной линзы окуляра, мм | 16,5 | 20,0 |
Запас фокусировки за бесконечность, диоптрий | 18 | 7 |
Диоптрийная коррекция, диоптрий | ±8 | ±8 |
Диапазон изменения МЗР, мм | 46,6-75,7 | 53,7-73,4 |
Соответствие шкалы МЗР, мм | 60+2,1; 70+1,7 | 60+0,3; 70+0,2 |
Коллимация | 0 | 0 |
Угол поворота колеса фокусировки МФД - 5м, ° | ~135 | 224 |
Угол поворота колеса фокусировки 5м - бесконечность, ° | ~140 | 170 |
Вес | 544 (+103 чехол, +13 крышка окуляров, +45 ремень) | 559(+107 чехол, +18 крышка окуляров, +8 крышки объективов) |
Зависимость стереобазы от МЗР
Swarovski Habicht 8x30w
База окуляров | База объективов | Коэффициент превышения стереобазы |
46,6 | 101,2 | 2,17 |
50,0 | 105,4 | 2,11 |
55,0 | 111,3 | 2,02 |
60,0 | 116,3 | 1,94 |
65,0 | 121,0 | 1,86 |
70,0 | 124,4 | 1,78 |
72,5 | 125,1 | 1,73 |
75,7 | 119,9 | 1,58 |
База окуляров | База объективов | Коэффициент превышения стереобазы |
53,7 | 109,1 | 2,03 |
55,0 | 112,7 | 2,05 |
60,0 | 120,3 | 2,01 |
65,0 | 126,5 | 1,95 |
70,0 | 133,8 | 1,91 |
72,7 | 135,8 | 1,87 |
73,3 | 134,8 | 1,84 |