Добро пожаловать на наш астрономический форум!
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил

Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры

12" Добсоны

Обзоры - развернутые сообщения любителей астрономии о практических свойствах астрономического оборудования и аксессуаров - телескопов, окуляров, фильтров, монтировок и т.п. С возможностью последующего обсуждения участниками Форума.

Модератор: Ernest

Аватара пользователя
sky-man
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 27 май 2015, 16:55

Re: 12" Добсоны

Сообщение sky-man » 27 фев 2022, 22:52

Столкнулся с неотрегулированной монтировкой dob 12 SynScan GtoTo.
Поискал в интернете информацию, но её очень мало, кто-то пишет что проскальзывают моторы, у кого-то тугой ход при повороте руками, но как регулировать эти монтировки информации на нашем форуме я не нашёл. Сделаю обзор разбора и регулировки этих монтировок на примере моей dob 12 SynScan GoTo.
Изображение

Проблема заключалась в том, в том что мотор Az при наведении на максимальной скорости мог прокручивать на старте. Вроде не проблема можно подтолкнуть рукой благо эти монтировки с энкодерами на осях. Также очень туго труба поворачивалась руками по Az. Да эти монтировки можно наводить и моторами и руками, при этом координаты в пульте меняются при повороте трубы руками.

Итак что нужно сделать чтобы отрегулировать монтировку.
Снимаем пластиковый кожух мотора AZ открутив 4 винта.
Изображение
Снимаем 3 клеммы идущие к плате на крышке, пометим их маркером.
Далее видим чёрную пластиковую коробку это энкодер оси az, далее будем снимать его:
Изображение

Под ним ось Az с гайкой на 16, подойдёт и ключ на 17 в крайнем случае. Закручивая эту гайку вы прижимаете два блина МДФ между собой, делая усилие для вращения между блинами МДФ более тугим. Значение этой гайки чтобы МДФ блины не болтались друг относительно друга, но и не были пережаты чтобы не было нагрузки на мотор иначе начнёт проскальзывать сцепление.
Изображение

Изображение

Эта гайка не отвечает за проскальзывание. Для этого есть двухдисковое сцепление которое находится ниже.

Откручиваем шестигранниками 2 и 2,5мм стопорные винтики крепления энкодера на оси Az и на второй оське держателе экодера и вынимаем его:
Изображение

Откручиваем гайку на 16 стягивающую два диска и аккуратно убираем подшипник под гайкой:
Изображение

Откручиваем 4 винта и вынимаем блок с мотором и червяком, под ним находится колесо. Не бойтесь крутить винты главные винты вкручиваются не в дерево, внутри встроены металические гайки.
Изображение

Червяки латунные, сервомотор. Червяки подпружинены и автоматически регулируют зазор и прижим как на монтировках Meade ШК, Ioptron IEQ45 и подобные, Celestron Evolution, Upgrade kit Rowan для EQ6.
Изображение

Вынимаем верхнюю часть монтировки с верхним блином из МДФ. Протираем бензином чёрные пластовые опоры чтобы они были сухие и чистые:
Изображение

На нижнем блине мы видим двухдисковое сцепление которое и отвечает за проскальзывание, а также металический большое диск ~60см, под ним находится черный пластиковый диск с роликами и такой же большой металическим диск.
Изображение

Гайка на сцеплении отвечает за проскальзывание, при ее закручивании диски сцепления сжимаются и руками будет сложнее повернуть трубу, если вы ее отвинчиваете трубу будет поворачивать легче. Но нужно выбрать оптимальное положение чтобы труба не поворачивалась от «ветра» и моторы не проскальзывали. Я нашёл своё оптимальное положение когда труба поворачивается по азимуту с усилием на не сильно большим. Чтобы крутить гайку надо отвинтить 2 контрящих винтика под шестигранник 2мм.

Я решил почистить ниже металлические вращающиеся диски чтобы движение было более плавным поэтому покажу как снимается сцепление. Откручиваем полностью гайку регулировки сцепления. Снимаем 3 шайбы и далее верхний диск сцепления. Этот диск отвечает за прокручивние монтировки от руки. Диски сцепления должны быть сухими и чистыми без масла, тем кто любит всё смазывать.
Изображение

Далее вынимаем колесо, и убираем в сторону. Под колесом находится второй диск сцепления отвечающий за передачу вращения колеса от червяка на монтировку:
Изображение

Чтобы вытащить диски на которых вращается монтировка добсона откручиваем 4 винта на основании сцепления и вытаскиваем нижнюю часть сцепления. Эти винты также вкручиваются не в дерево а в металические гайки.
Изображение

Снимаем 3 диска металический, пластиковый с роликам и снова металический. Протираем бензином Галоша на сухо от грязи, жира и пыли:
Изображение

Изображение

Для тех кто любит намазать литола, думая что производитель забыл - эти части должны быть сухими, так как они имеют большую площадь контакта и смазка только усиливает прилипание дисков и приведёт у тугому вращению и в тепле и на холоде.
Изображение

После полной разборки мы видим нижнее основание, с защитным бортиком из вспененного полиэтилена для защиты от грязи:
Изображение

Собираем в обратной последовательности. Усилие на поворот руками монтировки и регулировку можно проверить устанавливаясь блок с червяком и мотором на пару винтов после чего крутим рукой монтировку. Если туго снимаем снова верх и откручивает чуть гайку регулировки сцепления. Чтобы вставить блок с червяком в колесо надо отверткой отогнуть амортизатор червяка.

Все важные элементы крепления блока червяков, крепления сцепления имеют такие встроенные гайки в панели мдф, закручиваем их с усилием но без фанатизма:
Изображение
А вот пластиковые крышки моторов не несут никакой нагрузки, и тут шурупы закручиваются в МДФ, перекручивать из не нужно, крутите как только появляется усилие, этого достаточно.

После очистки дисков, регулировки сцепления, мотор перестал проскальзывать, монтировка крутится комфортно руками, но иине слишком легко как у обычного ручного доба без моторов.

До регулировки сцепления и чистки дисков ток потребления монтировки при повороте по Az на максимальной 9 скорости был 0,60A:
Изображение

После процедуры стал 0,36А:
Изображение

Моторы стали работать практически идеально, менее натужно, без прокрутки на старте. Никаких люфтов, монтировка моментально начинает движение на небольшой скорости во все стороны. При кажущейся простоте добсонов GoTo многие недооценивают сложный механизм этой монтировки с энкодерами на осях, червяками с амортизаторами, дисками сцепления, и дисками вращения с роликами. При понимании работы механизмов и правильной настройке регулировочных гаек можно качественно настроить эту монтировку.
Вложения
C06C407A-AEC6-4C74-9C34-9358380C4047.png
C06C407A-AEC6-4C74-9C34-9358380C4047.png (386.3 КБ) 470 просмотров
Последний раз редактировалось sky-man 19 июн 2022, 00:09, всего редактировалось 1 раз.
Для выездов - SW Dob 305/1500 GoTo, ES82 8.8/11/14, ES68 16/28/34
Астрограф - TS 152/450 f2.9 (starizona 0,75x), EQ6 belt mod/all german bearings, zwo 533mc
На самолет в путешествия - NexStar 102/500 f5
Мои астрофото - https://deepskyhosting.com/id874

Аватара пользователя
sky-man
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 27 май 2015, 16:55

Re: 12" Добсоны

Сообщение sky-man » 02 мар 2022, 01:13

Добавил к монтировке dob 12 так необходимые мебельные ножки длиной 10 см с регулируемыми шпильками М10 длиной до 10см. Фактически можно хоть в поле ставить на неровной поверхности. Сегодня наблюдали плодотворно, очень удобная вещь. Монтировка выставляется идеально по уровню, объекты наводятся точно в цель и удерживаются в центре очень хорошо.
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Вложения
81CEB566-4899-45FB-8877-CBB84A60B29F.jpeg
F9C0DC91-D5D3-43FD-8C63-5788B9BA5705.jpeg
Последний раз редактировалось sky-man 19 июн 2022, 00:07, всего редактировалось 1 раз.
Для выездов - SW Dob 305/1500 GoTo, ES82 8.8/11/14, ES68 16/28/34
Астрограф - TS 152/450 f2.9 (starizona 0,75x), EQ6 belt mod/all german bearings, zwo 533mc
На самолет в путешествия - NexStar 102/500 f5
Мои астрофото - https://deepskyhosting.com/id874

ёжик
Сообщения: 473
Зарегистрирован: 30 май 2021, 12:14

Re: 12" Добсоны

Сообщение ёжик » 02 мар 2022, 15:26

Шатается небойсь.

mbart
Сообщения: 473
Зарегистрирован: 03 янв 2019, 17:58

Re: 12" Добсоны

Сообщение mbart » 02 мар 2022, 18:08

При таком весе?

Евгений_В
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 27 фев 2020, 12:13

Re: 12" Добсоны

Сообщение Евгений_В » 02 мар 2022, 19:07

И всё же игольчатый подшипник основания добовской монтировки лучше смазать. У меня после медной смазки стало крутится намного плавнее, никакого залипания не наблюдается. Усилие вращения хорошо регулируется центральным болтом.

ёжик
Сообщения: 473
Зарегистрирован: 30 май 2021, 12:14

Re: 12" Добсоны

Сообщение ёжик » 12 мар 2022, 17:20

mbart писал(а):
02 мар 2022, 18:08
При таком весе?
Главное не вес, а собственные частоты. Ещё там пластиковые детали, они будут деформироваться туда сюда .
Ножки эти доверия не внушают. Если ставить на грунт , а не на асфальт или бетон, провалятся.
Чепуха на постном масле в общем. Как говорил знакомый ветеринар, глядя на передачу Спокойной ночи малыши в телевизор Рубин.
Я сам устал наклонятся и думаю как его поднять повыше, но пока не решил.

AnDom
Сообщения: 7765
Зарегистрирован: 07 июн 2012, 10:45

Re: 12" Добсоны

Сообщение AnDom » 12 мар 2022, 20:25

Что касается ног - лучше использовать специедальные, регулируемые, используемые для кухни. А чтобы не провалилось - 3 куска фанерки.
Александр.

Евгений_В
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 27 фев 2020, 12:13

Re: 12" Добсоны

Сообщение Евгений_В » 13 мар 2022, 20:34

ёжик писал(а):
12 мар 2022, 17:20
mbart писал(а):
02 мар 2022, 18:08
При таком весе?
Главное не вес, а собственные частоты. Ещё там пластиковые детали, они будут деформироваться туда сюда .
Ножки эти доверия не внушают. Если ставить на грунт , а не на асфальт или бетон, провалятся.
Чепуха на постном масле в общем. Как говорил знакомый ветеринар, глядя на передачу Спокойной ночи малыши в телевизор Рубин.
Я сам устал наклонятся и думаю как его поднять повыше, но пока не решил.
Если наблюдать на болоте конечно провалятся. Видно что площадь опоры ножек существенно больше чем штатных, которые кстати у меня никогда не проваливались даже на влажном грунте. Здесь проблема в габаритах, высокие ножки значительно увеличивают габариты основания. Зато удобно подлезть для регулировки центрального винта ключом - при ветре очень востребовано.

Аватара пользователя
sky-man
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 27 май 2015, 16:55

Re: 12" Добсоны

Сообщение sky-man » 14 мар 2022, 23:35

Ножки по площади контакта с грунтом точно такие же как штатные. Только прочнее в разы. Родные пластмассовые, эти стальные. Ножки бронебойные, при такой длине никакого влияния не оказывают. Монти стоит как вкопанная. Любая монтировка если ставите на мягкий грунт лучше с собой брать фанерки чтобы не проваливалось от веса.

Может кому пригодится.
Габариты и вес трубы SW Dob 12’ retractable

Диаметр трубы 36 см:
Изображение

Длина трубы 93 см:
Изображение

Вес трубы 12’ - 20,2кг:
Подставка под трубу 2,4 кг:
Изображение

Труба вместе с подставкой 22,6кг:
Изображение

Изображение

Длина трубы в раздвинутом состоянии 139,5 см:
Изображение

Длина секции без стенок 51см:
Изображение

Внешний диаметр трёх металических труб удлиняющих трубу - 25мм. Металл алюминий.
Изображение

Толщина стенок удлиняющих труб порядка 3мм:
Изображение
Вложения
3BDAC47A-826A-426E-9425-C3753DEF5999.jpeg
75E8FEC4-06AA-429C-9A4D-F831426E56C9.jpeg
92E1BECF-F984-4CFD-8F90-A24EECBA5A56.jpeg
2DEF3242-B6C6-4D54-8322-A32548D2731A.jpeg
C1D85803-D5F3-4EA8-B143-37747B876994.jpeg
C6004F1B-5531-4274-B828-F8E522BCB188.jpeg
Последний раз редактировалось sky-man 19 июн 2022, 00:02, всего редактировалось 1 раз.
Для выездов - SW Dob 305/1500 GoTo, ES82 8.8/11/14, ES68 16/28/34
Астрограф - TS 152/450 f2.9 (starizona 0,75x), EQ6 belt mod/all german bearings, zwo 533mc
На самолет в путешествия - NexStar 102/500 f5
Мои астрофото - https://deepskyhosting.com/id874

Аватара пользователя
sky-man
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 27 май 2015, 16:55

Re: 12" Добсоны

Сообщение sky-man » 14 мар 2022, 23:36

Расчёт обрезает ли вторичка апертуру SW Dob 12’ Retractable:

Главное зеркало 305мм, вторничное 70мм.
Изображение

R - расстояние между зеркалами 1179 мм.
Изображение

L - вынос фокуса от центра диагонального зеркала до фокальной плоскости: 321 мм.
Чтобы замерить L фокусируетесь на дальний объект в окуляр, зажимаете фокусер. Измеряете линейкой расстояние от центра диагонального зеркала до юбки окуляра.

F - фокусное расстояние главного зеркала: 1500мм
F = R + L

K - относительное отверстие
K = F/D 1500/305мм=4,918

A - Ширина вторичного зеркала когда данная апертура не режется:
A = L/K + L/(4*К3 - 1) = 66мм

Сравниваете A которое у вас получилось, с тем A которое вы промеряли на вторичном зеркале.
В случае этого Dob 12’ retractable вторичка 70мм, а для того чтобы не обрезалась апертура нужна вторичка 66мм. То есть есть ещё запас по 2мм с каждой стороны. Все отлично, работают все 305мм апертуры, вторичка не обрезает.
Вложения
65A23A78-82CE-435C-856B-BB785F31E24D.jpeg
5BEDAB36-928D-4163-8832-4358C7706EA4.jpeg
Последний раз редактировалось sky-man 19 июн 2022, 00:00, всего редактировалось 1 раз.
Для выездов - SW Dob 305/1500 GoTo, ES82 8.8/11/14, ES68 16/28/34
Астрограф - TS 152/450 f2.9 (starizona 0,75x), EQ6 belt mod/all german bearings, zwo 533mc
На самолет в путешествия - NexStar 102/500 f5
Мои астрофото - https://deepskyhosting.com/id874

Аватара пользователя
sky-man
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 27 май 2015, 16:55

Re: 12" Добсоны

Сообщение sky-man » 14 мар 2022, 23:37

Ещё размер крепления стандартного вентилятора на 12’, между винтами 70мм, 4 винта М4.
Изображение

У меня стоит 12В вентилятор со стандартным штекером как у монтировки. Руку если поставить сверху, трубу продувает, дует в руку. Щели по бокам большие видимо воздух ударяется об стекло и во все стороны покругу и далее задувается в щели. Как приезжаю на место, сразу подключаю к батарее вместе с монтировкой через разветвитель. Проблем с термостабом ещё не было.
Изображение

Точно такой же вентилятор стоит на астрографе SW 254/1200 включаю за 40-50 минут, никогда проблем с термостабом не было. Ток потребления измеренный 0,08А, нагрузку на батарею создаёт небольшую. На 10’ также воздух продувает трубу без каких либо экранов снизу трубы. Оставляю иногда открытой только маленькую крышку 50мм на основной крышке чтобы продуть трубу утром после съёмки, из неё прям заметно дует воздух.

Вес главного зеркала 12’ - 6 кг:
Изображение

Толщина зеркала 12’ - 38мм:
Изображение

Разгрузка главного зеркала на 9 точек:
Изображение
Вложения
05BBFC57-4559-4A04-86CC-BA12A8C27E12.jpeg
A7971B3C-1E27-4671-9224-3B78E6A4551D.jpeg
7D6C53C7-C70C-4A0F-8584-F7992E58D899.jpeg
DCA4C9B5-988B-45DC-96EA-EDBCAAB77096.jpeg
Последний раз редактировалось sky-man 19 июн 2022, 00:06, всего редактировалось 12 раз.
Для выездов - SW Dob 305/1500 GoTo, ES82 8.8/11/14, ES68 16/28/34
Астрограф - TS 152/450 f2.9 (starizona 0,75x), EQ6 belt mod/all german bearings, zwo 533mc
На самолет в путешествия - NexStar 102/500 f5
Мои астрофото - https://deepskyhosting.com/id874

Аватара пользователя
sky-man
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 27 май 2015, 16:55

Re: 12" Добсоны

Сообщение sky-man » 14 мар 2022, 23:38

По поводу оправы Dob 12 retractable

Оправа хорошая, разгрузка на 9 точек снизу, но есть одно но. На оправе добавлено 3 винта по бокам которые при закручивании зажимают зеркало по бокам.
Изображение

На кончиках этих металлических винтов очень твёрдый пластик. На моей синей трубе 254/1200 таких винтов по бокам нет, также у 254/1200 сверху 6 резиновых лапок, у 305/1500 их 3.

В оправе 12’ снизу зеркало лежит на 9 пробковых прокладках. А сбоку на 3-х приклееных вайлоковых прокладках, расположенных под 120 градусов. Дополнительно опирать зеркало точечно на винты не имеет смысла, тяжеленное зеркало весом 6 кг будет напряжённо, особенно когда труба ближе к горизонту и зеркало лежит на боковой грани, в таком положении оно должно лежать на войлоке большой площадью а не точечно опираться на винты. Таким образом зеркало будет наряжено. Центровать зеркало этими винтами +-0,5мм тоже не имеет смысла, оно должно немного ходить в оправе.
Эти 3 винта сбоку я выкрутил:
Изображение

Чтобы эти винты были утоплены глубже чем войлоковая прокладка, винт надо прям сильно выкрутить. Зеркало должно лежать на войлоке и свободно ходить в оправе вправо влево, есть ход зеркала около 0,5-1м. Это норма, в тепле зеркало расширяется, на холоде сужается, и ничего не должно мешать ему свободно ходить в оправе. Также как и верхние резиновые лапки, между ними и зеркалом свободно должна проходить бумага от ксерокса. Они тоже не должны давить на зеркало и изгибать его.

Боковые винты оставлять в оправе не вижу смысла даже открученными, они с люфтом легко вращаются без упора в зеркало, от вибрации в дороге они могут раскрутиться в сторону зеркала и зеркало при работе снова на них упрется.
Этих винтов нет в синей трубе 254/1200, которую я использую как астрограф и здесь они не нужны. Есть ощущение что этими винтами грешат новые трубы SW, либо только 12’

Вот эти черные войлоковые прокладки, 3 полоски по кругу длиной по 5см. В идеале чтобы зеркало большей площадью лежало на них когда труба на боку и войлок был по кругу. Но это лучше чем точечные винты, которые давят на зеркало у тех кто не знает про них.
Изображение
Вложения
F5328526-F815-47E4-A26C-8911D7ED7449.jpeg
18D01298-2392-43DB-9D58-6DAB291A8C80.jpeg
F19F1686-D0C2-41E1-9BB1-48DEF737CC4C.jpeg
Последний раз редактировалось sky-man 19 июн 2022, 00:06, всего редактировалось 1 раз.
Для выездов - SW Dob 305/1500 GoTo, ES82 8.8/11/14, ES68 16/28/34
Астрограф - TS 152/450 f2.9 (starizona 0,75x), EQ6 belt mod/all german bearings, zwo 533mc
На самолет в путешествия - NexStar 102/500 f5
Мои астрофото - https://deepskyhosting.com/id874

Аватара пользователя
sky-man
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 27 май 2015, 16:55

Re: 12" Добсоны

Сообщение sky-man » 15 мар 2022, 11:34

Подключил к монтировке SW Dob 12’ SynScan GoTo родной SW WiFi адаптер за 6 тр.
Отлично работает с ним, без тормозов и глюков.

Маленьким штекером втыкается в гнездо пульта на монтировке, большой штекер в WiFi адаптер:
Изображение

Вот так он висит вместо пульта:
Изображение

В телефоне определяется WiFi сеть SynScan, подключаемся к ней:
Изображение

И открываем приложение SynScan Pro, тут зелёным будет указано что подключено Режим AZ:
Изображение

Нереально удобная вещь. Иногда удобнее выравнивать и управлять в привычном телефоне чем в пульте.
Вложения
12E7FF6A-D7E3-4176-A239-31BC1F50DD7E.jpeg
F97848CE-A9CB-4BC9-B156-62E4424DCCE7.jpeg
EE80880D-3830-417C-8E83-5EC77F97AE54.jpeg
Последний раз редактировалось sky-man 19 июн 2022, 00:05, всего редактировалось 1 раз.
Для выездов - SW Dob 305/1500 GoTo, ES82 8.8/11/14, ES68 16/28/34
Астрограф - TS 152/450 f2.9 (starizona 0,75x), EQ6 belt mod/all german bearings, zwo 533mc
На самолет в путешествия - NexStar 102/500 f5
Мои астрофото - https://deepskyhosting.com/id874

AnDom
Сообщения: 7765
Зарегистрирован: 07 июн 2012, 10:45

Re: 12" Добсоны

Сообщение AnDom » 15 мар 2022, 12:31

А как же засветка глаз?
Александр.

Аватара пользователя
sky-man
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 27 май 2015, 16:55

Re: 12" Добсоны

Сообщение sky-man » 15 мар 2022, 15:47

AnDom писал(а):
15 мар 2022, 12:31
А как же засветка глаз?
Там все продумано есть режим астро ночи, блокировка экрана отключается. В Sky Safari такой же режим красного экрана. Яркость этого красного «фонарика» можно сделать ещё меньше как удобно для наблюдений.
Изображение

Это SW SynScan Pro:
Изображение

Точное время и GPS координаты это все автоматически настраивает программа по датчику в телефоне. Ваша задача только показать телескопу яркие звёзды и вперёд наблюдать. Это реально удобно на выезде.
Для выездов - SW Dob 305/1500 GoTo, ES82 8.8/11/14, ES68 16/28/34
Астрограф - TS 152/450 f2.9 (starizona 0,75x), EQ6 belt mod/all german bearings, zwo 533mc
На самолет в путешествия - NexStar 102/500 f5
Мои астрофото - https://deepskyhosting.com/id874

Аватара пользователя
sky-man
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 27 май 2015, 16:55

Re: 12" Добсоны

Сообщение sky-man » 15 мар 2022, 21:02

Доработка прочности трубы Dob Retractable. Часть 1.

Есть одна недоработка у всех труб Retractable, которая ухудшает их жесткость в разных положениях трубы. Это не связано с жёсткостью 3-х труб диаметром 25мм с толщиной стенок около 3мм, они очень прочные. Есть проблема в механизме раскладывания, там есть люфт при добавлении нагрузки на фокусер.
Сначала я провёл тест. Поставил чеширский окуляр, трубу установил в положение 30 градусов (типичный градус для наших планет).
Изображение

Вешаем 500 грамм груз в пакет к верхней части трубы имитируя окуляр 0,5 кг (искатель весом 0,5 кг снят так как использую red dot). Юстировка не уходит.
Вешаем 1.25 кг блинчик (это увесистый окуляр и искатель или искатель и камера с барлоу, корректором дисперсии например). Юстировка уходит. И это не прогиб труб, это люфт труб в зажиме.
При этом после нескольких раз вешания и снимания груза 1.25 кг с ручки на верхней части телескопа ушедшая юстировка зафиксировалась и при подъёме трубы в верхнее положение не вернулась в исходное положение!!! То есть это 100% не прогиб труб, он бы вернулся обратно. Тут и вес был приличный 1.25 кг. Но все равно такого не должно быть.
Причина в следующем.
Удлиняющие трубки в количестве 3 шт входят в 3 таких кронштейна:
Изображение

Внутри алюминиевого кронштейна белая пластиковая трубка по которой трубы скользят при раскладывании и складывании:
Изображение

Но!!! удлиняющая труба фиксируется только одним винтом:
Изображение

Этот винт становится точкой на которой трубка качается под нагрузкой. Опираясь на одну точку винта подобно качелям:
Изображение

Работа качелей обусловлена одной точкой опоры, хоть и небольшим но зазором между металической трубкой и пластиковой втулкой за счёт чего трубки ходят в них, пластиковым наконечником винта который не может жестко зажать такой вес трубы которая «ломается пополам» в этой точке. Для исключения этого необходимо чтобы трубка зажималась в двух точках а не в одной, также как качели если опереть на 2 точки они перестанут качаться.

Один винт который зажимает трубку это мощный М6 на конце которого твёрдый пластик, который не даёт царапать трубу, которая в случае царапания будет царапать гладкий пластик, что приведёт к заеданию при раскладывании. Сделаем резьбу и второй винт также М6 с пластиковым кончиком, нарежем его в конце кронштейна в сторону главного зеркала, центр винта в 8мм от края кронштейна.

Сверлим сверлом М5 отверстие:
Изображение

Нарезаем резьбу М6 метчиком:
Изображение

Получаем 2 точки опоры на которых трубка уже не может качаться.
Изображение

Изображение

Изображение

Выглядит как заводское решение. Повторяем на всех 3-х кронштейнах:
Изображение

После установки второго винта на всех трёх кронштейнах я поставил трубу снова под углом 30 градусов, вешаю пакет с грузом 1.25 кг. юстировка в чешире стоит на месте. Просто удивительная доработка. Здесь промах SW, установив по 2 зажимных винта они бы на заводе сделали очень прочный механизм. Кто хочет снимать планеты на ретрак это нужно обязательно делать.
Вложения
B6DBD9B6-C472-4960-8DC4-61A13008612C.jpeg
3430BBD0-0513-4D18-8F43-C927F26AEC70.jpeg
06E5B30E-54A2-42E0-B4AE-9863B6C7EF40.jpeg
2D52C18B-636D-43BA-A46A-0F8D63274F10.jpeg
4452607E-0CCB-47AE-A869-AB4CB6786C17.jpeg
7980CEA2-E4D1-4121-AAEA-15BC31B1104C.jpeg
Последний раз редактировалось sky-man 19 июн 2022, 00:03, всего редактировалось 2 раза.
Для выездов - SW Dob 305/1500 GoTo, ES82 8.8/11/14, ES68 16/28/34
Астрограф - TS 152/450 f2.9 (starizona 0,75x), EQ6 belt mod/all german bearings, zwo 533mc
На самолет в путешествия - NexStar 102/500 f5
Мои астрофото - https://deepskyhosting.com/id874

user123
Сообщения: 297
Зарегистрирован: 17 мар 2017, 10:47

Re: 12" Добсоны

Сообщение user123 » 16 мар 2022, 08:41

.
Последний раз редактировалось user123 28 июн 2022, 05:10, всего редактировалось 1 раз.
- Почему я должен надевать дыхательную маску, здесь у вас прекрасный чистый воздух, не то что на этом Хануде?
- Именно поэтому.

Аватара пользователя
Ernest
Основатель
Сообщения: 15659
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 10:55
Контактная информация:

Re: 12" Добсоны

Сообщение Ernest » 16 мар 2022, 09:26

Практика - критерий истины. Если после установки второго винта разъюстировка наклона уменьшилась, стало быть крепление выдвижной штанги в двух точках оказалось действенным, а оригинальный зажим в одной точке имеет проблемы. Если рассмотреть степени свободы при качании реальной штанги вокруг оси зажимающего винта в реальной втулке с зазором, то станет понятно почему. Реальные детали - не абсолютно жесткие.

И иллюстрация с качелями тут, в общем-то, к месту. Следует поблагодарить автора сообщения за внимание к подобным "мелочам", изобретательность и то что он поделился всем этим с нами.

user123
Сообщения: 297
Зарегистрирован: 17 мар 2017, 10:47

Re: 12" Добсоны

Сообщение user123 » 16 мар 2022, 13:19

. А к вам, вообще-то, вопросов не было. Извините, не знал, что нельзя лезть в чужие темы.
. Пойду фантазировать в другое место.
- Почему я должен надевать дыхательную маску, здесь у вас прекрасный чистый воздух, не то что на этом Хануде?
- Именно поэтому.

Аватара пользователя
Ernest
Основатель
Сообщения: 15659
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 10:55
Контактная информация:

Re: 12" Добсоны

Сообщение Ernest » 16 мар 2022, 14:06

:shock: :shock: :shock:

AnDom
Сообщения: 7765
Зарегистрирован: 07 июн 2012, 10:45

Re: 12" Добсоны

Сообщение AnDom » 16 мар 2022, 14:22

Интересно, а штатный винт с таким же пластиковым наконечником как и добавленный?
Александр.

Аватара пользователя
sky-man
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 27 май 2015, 16:55

Re: 12" Добсоны

Сообщение sky-man » 16 мар 2022, 16:30

Ernest писал(а):
16 мар 2022, 09:26
Следует поблагодарить автора сообщения за внимание к подобным "мелочам", изобретательность и то что он поделился всем этим с нами.
Спасибо 😊
AnDom писал(а):
16 мар 2022, 14:22
Интересно, а штатный винт с таким же пластиковым наконечником как и добавленный?
Да такой же винт М6 с жестким пластиком на конце.
Для выездов - SW Dob 305/1500 GoTo, ES82 8.8/11/14, ES68 16/28/34
Астрограф - TS 152/450 f2.9 (starizona 0,75x), EQ6 belt mod/all german bearings, zwo 533mc
На самолет в путешествия - NexStar 102/500 f5
Мои астрофото - https://deepskyhosting.com/id874

Аватара пользователя
sky-man
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 27 май 2015, 16:55

Re: 12" Добсоны

Сообщение sky-man » 16 мар 2022, 23:03

Доработка прочности трубы Dob Retractable. Часть 2.

Доработка трубы ретрак проведённая в 1 части, решила проблему прогиба трубы в Чеширский окуляр. Поэтому для большинства такая доработка будет достаточной.

И то о чем пойдет речь во 2 части не нужно многим. Но когда я дорабатывал кронштейны складывания трубы я сразу планировал и вторую часть усиления. Поэтому отказаться от максимальной доработки я уже не мог. Это может пригодится тем кто занимается планетной съемкой и нужна повышенная жёсткость ретрака. В моем случае я смогу повесить на бокс вторички больше веса чем 1,25 кг, для EAA по дипам и для планетной съёмки это оптический искатель 480 грамм, камеру 550 грамм, накамерный экран 400 грамм, корректор комы 350 грамм итого 1780 грамм.

Часть трубы 12’ которая складывается экономит 50 см длины трубы в багажнике, поэтому ретрак очень оправдан по сравнению с цельной трубой.
Эти 50 см между основной трубой и боксом диагонального зеркала скреплены 3 прямыми трубами в штатном исполнении. Делать ферму из классического треугольного расположения трубок SW тут не стали для удобства и быстроты раскладывания (ферму надо собирать вручную), и все таки ферма используется для всей длины трубы 120-160см без стенок. Здесь участок всего 50см.

Я решил добавить к 3-м заводским алюминиевым трубкам 25мм ещё 3 трубки 22ммх1,5мм. Такие трубы успешно использовались для фермы на проекте 18’, весьма прочные:
http://old.astronomer.ru/library.php?ac ... =2&gid=110

Что это даст, большую жёсткость при тонкой юстировке по точке для съёмки планет. Насколько это добавит времени на сборку? На раздвинутую готовую трубу прикрутить 3 трубочки 6-тью винтами только когда выезжаем за планетами, ну может 1 минуту максимум. Столько же чтобы убрать их перед сложением трубы в багажник. И это нужно не всегда. Но иметь такой комплект трубок в чехольчике, который легко установить, это «приятный бонус» для ретрака.

Сверлим 6 отверстий сверлом М5 в нижнем и верхнем кронштейне трубы между которыми находятся трубки складывания посередине между ними. И нарезаем резьбу метчиком М6:
Изображение

Получаем резьбу, которая выглядит как заводская. Алюминиевые кронштейны двух половин трубы весьма мощные и глубина резьбы, которую надо нарезать в алюминии составляет 10мм:
Изображение

Изображение

Даже если использовать ретрак без дополнительных труб к боксу вторничного зеркала, отверстия выглядят незаметно, для красоты можно вкрутить туда хромированные короткие винты М6.
Изображение

Нарезаем 3 алюминиевые трубы 22х1,5 длиной 540мм. Сверлим сверлом М6,5 отверстия на расстоянии 525мм. Я креплю их винтами М6х30 с шестигранной головкой. Можно заменить на барашки для удобства, и сделать зажимные шайбы внутри трубы чтобы винты не снимать из трубок.
Изображение

Я не стягивал очень сильно но даже при затяжке нет намёка на прогиб трубы. Тем не менее я добавлю текстолитовые пробки в концы трубок, чтобы винты можно было сильнее стягивать.

Получилась такая изящная конструкция:
Изображение

Если посмотреть сверху то будет видно что ни одна трубка при любом положении трубы на добе не прогибается в сторону вращения конпежных винтов. Трубки расположены под уголом по кругу и наклон трубы с трубками всегда под углом к оси крепёжных винтов, то есть трубки работают на изгиб, «не проворачиваясь» на крепёжных винтах. Также видно что родные трубки продуманы и расположены не под 120 градусов. Нижние трубки находятся ближе друг к другу, верхняя трубка дальше от от них:
Изображение

Делать 3 треугольные фермы из ещё дополнительных 6 трубок к имеющимся 3-м здесь было бы «масло масляное» для пролёта 50 см и собирать её дольше и менее удобно и вес 6 трубок дадут уже + 1 кг. Вот для всей трубы длиной 140 см однозначно нужна ферма из 4 треугольных секций.
Вес установленных 3 дополнительных алюминиевых труб длиной 54см составил +420 грамм, это оптимальное увеличения жесткости для этой дополнительной массы. Труба не сильно прибавила в массе.

В общем вот такой вид целиком:
Изображение

Заказал кислотный грунт по алюминию Body 960 и чёрную матовую краску Motip, как придут, сниму и покрашу эти трубки в чёрный матовый цвет, будут выглядеть как родные. Серебристый цвет ещё и бликует, поэтому 3 заводские трубки покрашены в чёрный цвет.

Что касается жёсткости этих дополнительных 3 трубок. Я открутил зажимы крепления трёх родных трубок и бокс вторничного зеркала остался висеть на 3 дополнительных трубках, поворачивал трубу на угол 30 градусов, в Чеширский окуляр юстировка не уходит с грузом. То есть эти трубки держат бокс вторички не хуже родных. Ну а вместе вшестером это просто «веник» из трубок прочный получается.

По поводу установки трубок, на то чтобы прикрутить 3 трубки на готовую трубу стоящую в вертикальном положении у меня ушла 1 минута. Не думаю что это составит дополнительный труд на выездах. Зато прибавит жесткости если я буду вешать больше веса на бокс вторички.

Я завершил доработку SW Dob 12 Retractable SynScan GoTo, вторичное зеркало переклеено на однокомпонентный нейтральный силикон для исключения возможного астигматизма от китайского пластыря, труба теперь по жёсткости не уступает цельной трубе, при этом она складывается на 50см и легко перевозится в багажнике.
Я крайне рекомендую сделать доработку кронштейнов складывания ретрака описанную в части 1 и переклейку зеркала. Это то, что кардинально улучшит качество трубы.
Вложения
D0ED5F79-81EB-4A4E-8C0E-2338446794CE.jpeg
B81C92B6-8260-4EFA-AAFD-0F829C2B830C.jpeg
Последний раз редактировалось sky-man 19 июн 2022, 00:04, всего редактировалось 1 раз.
Для выездов - SW Dob 305/1500 GoTo, ES82 8.8/11/14, ES68 16/28/34
Астрограф - TS 152/450 f2.9 (starizona 0,75x), EQ6 belt mod/all german bearings, zwo 533mc
На самолет в путешествия - NexStar 102/500 f5
Мои астрофото - https://deepskyhosting.com/id874

AnDom
Сообщения: 7765
Зарегистрирован: 07 июн 2012, 10:45

Re: 12" Добсоны

Сообщение AnDom » 16 мар 2022, 23:55

Родные трубки зажимаются в кронштейне и получается что-то вроде защемленной консоли. А доп трубки - почти шарнирное соединение. Я не инженер, но что-то мне в таком решении не нравится. :?
Александр.

Аватара пользователя
sky-man
Сообщения: 348
Зарегистрирован: 27 май 2015, 16:55

Re: 12" Добсоны

Сообщение sky-man » 17 мар 2022, 00:55

AnDom писал(а):
16 мар 2022, 23:55
доп трубки - почти шарнирное соединение. Я не инженер, но что-то мне в таком решении не нравится. :?
На самом деле одно и тоже. И там и там задача одна скрепить верхнюю часть телескопа и нижнюю. И там и там винт прижимает и давит на трубку снаружи в центр трубы телескопа. Недооценивать силу прижима винта М6 не стоит. Это мощные болты.
По идее в кронштейне приложив сильное усилие на кручение трубки, ее легче повернуть чем в дополнительных трубках где винт проходит сквозь трубку. После зажима дополнительных трубок винтами М6, повернуть трубки на кручение зажав в кулак невозможно, стоят намертво. Вверх вниз также нет свободы движения. Трубки работают только на изгиб. А когда они вместе 6 штук этого уже с избытком для лёгкого верха трубы и маленького расстояния 50 см. На практическом тесте дополнительных трубок вопросов к их точкам креплений не осталось. При «отключении» 3 родных трубок, только 3 дополнительные трубки держат в Чеширском окуляре юстировку во всех положениях телескопа. Это говорит о том что такого метода крепления дополнительных трубок достаточно для этого вида конструкции.
Когда труба в кронштейне визуально кажется что как буд-то кронштейн SW не даёт ей ходить вправо влево и лучше держит, на самом деле это не так, самое главное тут сила трения, когда болт стягивает трубку сила трения не даёт ему ходить в право влево никак, просто намертво при той нагрузке что можно рукой проверить. На то он и болт. В кронштейне есть зазор вокруг трубки. И там трубка может ходить вправо влево также как без кронштейна. Кронштейн SW здесь не имеет большого преимущества.
Вот если сделать зажимной кронштейн который «обнимет» и зажмёт всю трубку по всей окружности, мы просто ещё увеличим площадь контакта и силу трения для очень больших нагрузок. Но здесь это масло масляное делать такие обжимные кронштейны и выглядеть будет нагромождено:
Изображение

В нашем случае дополнительные трубки стоят жестко за счёт силы трения между алюминием трубки и стальной головкой болта, и между кронштейном на трубе и алюминием трубки. Эта сила трения зависит от силы закручивания винта. При нормальной закрутке винтов видимо возникает хорошая сила трения.
Для выездов - SW Dob 305/1500 GoTo, ES82 8.8/11/14, ES68 16/28/34
Астрограф - TS 152/450 f2.9 (starizona 0,75x), EQ6 belt mod/all german bearings, zwo 533mc
На самолет в путешествия - NexStar 102/500 f5
Мои астрофото - https://deepskyhosting.com/id874

Ответить