Я бы сказал, что уже при 40-45 град. мы воспринимаем "пейзаж", т.е. это как картину со стороной 2 метра смотреть метров с 2.5й, не более 3х. Именно так в целом их и смотрят - уже не раз в музее, встав и полюбовавшись как удобнее всего, я затем мысленно фиксировал расстояние и размер, первое всегда немного больше второго. Интересно, что именно такой угол у фото на 36мм пленку с 50 мм объективом, и это фото смотрится в любом случае и с любого расстояния натурально. С объективом 35 мм (угол почти 60 град) фото выглядит натурально только с пропорционального расстояния - т.е. надо напечатать 36х24 см и рассматривать как книгу, сантиметров с 30-35. И вот тут оказывается, что все взглядом не охватишь - т.е. рамку фото видно сразу всю, но воспринимаешь ее, только отключившись от концентрации в центре. Как по темной улице в неприятном районе - вся концентрация на периферийном зрении
. И если такое фото, т.е. с 35 мм объективом, отнести от глаз подальше, то уже заметна дисторсия.
А вот в окулярах субъективно ровное качество поля вообще возможно как раз в пределах 60-70 град в лучшем случае, сверх того - аберрации есть так или иначе, даже в волшебном окуляре заметная дисторсия будет все равно как следствие проецирования плоскости на сферу.
Так что 40-45 град - это нормальная "картина", но так лучше рассматривать что-то мелкое по центру (а еще - детали на Луне, тогда нет лишней засветки с боков), 60-70 град - максимум поля постоянного качества, и уже хорошо смотрятся объекты до 30-40 град, ну а 100 град - если не считать сочетания большого поля и большого увеличения при поиске, т.е. уже чисто для наблюдений, то "лишнее" поле именно для "зазеркалья", т.е. чтобы выйти за рамочку, spacewalk.
Что значат все наши своды перед сводом неба? Сколько надобно ума и трудов для произведения столь неважного действия! (Н.Карамзин)