Идеи по улучшению EQ5
Добавлено: 27 сен 2024, 22:07
У монтировки EQ5 куча детских болезней. Чаще всего жалуются на тугое, неравномерное вращение полярной оси и её люфт. На моей монтировке это происходит из-за того, что вал оси опирается на корпус оси опосредованно - через червячный цилиндр + пластиковые кольцевые прокладки сверху и снизу цилиндра. Хотя в средней части вала установлен довольно приличный радиальный подшипник, вал на него не опирается. Потому что приподнят над внутренним кольцом подшипника теми самыми кольцевыми прокладками. Этот подшипник только центрирует вал.
Со стороны нижней круглой гайки вал оси опирается на узкий (5мм) поясок корпуса. Этим же пояском вал центрируется. В узле "вал-поясок" люфт очень небольшой, но он есть. По мере износа люфт увеличивается. Под нижнюю гайку китайцы ставят нечто похожее на упорный подшипник. Кольца этого подшипника - это плоские штамповки из тонкого металла. На них нет дорожек качения, поэтому этот подшипник не центрирует вал и не держит радиальную нагрузку от слова "совсем".
Таким образом, в сопряжениях "вал оси-корпус оси" есть только трение скольжения. Это при том, что в оси имеется два(!) шарикоподшипника. Чем сильнее затягивается нижняя гайка (чтобы убрать люфт оси) тем сильнее трение на кольцевых прокладках. Отсюда тугой ход полярной оси.
Идея была в том, чтобы заменить трение скольжения на трение качения. Как мне показалось, самые простой выход - во первых, сделать так, чтобы вал опирался на корпус не через цилиндр и кольцевые прокладки, а через радиальный подшипник. Во-вторых, заменить китайский недоделанный упорный подшипник на настоящий.
Радиальные подшипники плохо сопротивляются осевой нагрузке. Но в нашем случае подшипник довольно мощный, нагрузка небольшая, и скорость вращения низкая. Думаю, что в таких условиях радиальный подшипник может поработать как "упорно-радиальный".
Я собрал ось без кольцевых прокладок. Без них вал опустился и упёрся в внутреннее кольцо подшипника. Между червячным цилиндром и корпусом образовался зазор 0,5мм. Толщина одной кольцевой прокладки 0,6мм. Дальше понятно - я вырезал и поставил кольцевую прокладку тольщиной 0,2мм между валом и внутренним кольцом радиального подшипника. Вал приподнялся на 0,2 мм, а зазор между корпусом и цилиндром увеличивается до 0,5+0,2=0,7мм. Возвратил на место только НИЖНЮЮ кольцевую прокладку цилиндра 0,6мм.
Что получилось: 1) вал опирается только на внутреннее кольцо радиального подшипника, 2) червячный цилиндр опирается через прокладку на корпус оси только собственным весом, 3)вместо верхней прокладки остаётся зазор 0,1мм на свободное вращение червячного цилиндра, 4)сам цилиндр остался на прежней высоте относительно червяка.
Со стороны нижней круглой гайки вал оси опирается на узкий (5мм) поясок корпуса. Этим же пояском вал центрируется. В узле "вал-поясок" люфт очень небольшой, но он есть. По мере износа люфт увеличивается. Под нижнюю гайку китайцы ставят нечто похожее на упорный подшипник. Кольца этого подшипника - это плоские штамповки из тонкого металла. На них нет дорожек качения, поэтому этот подшипник не центрирует вал и не держит радиальную нагрузку от слова "совсем".
Таким образом, в сопряжениях "вал оси-корпус оси" есть только трение скольжения. Это при том, что в оси имеется два(!) шарикоподшипника. Чем сильнее затягивается нижняя гайка (чтобы убрать люфт оси) тем сильнее трение на кольцевых прокладках. Отсюда тугой ход полярной оси.
Идея была в том, чтобы заменить трение скольжения на трение качения. Как мне показалось, самые простой выход - во первых, сделать так, чтобы вал опирался на корпус не через цилиндр и кольцевые прокладки, а через радиальный подшипник. Во-вторых, заменить китайский недоделанный упорный подшипник на настоящий.
Радиальные подшипники плохо сопротивляются осевой нагрузке. Но в нашем случае подшипник довольно мощный, нагрузка небольшая, и скорость вращения низкая. Думаю, что в таких условиях радиальный подшипник может поработать как "упорно-радиальный".
Я собрал ось без кольцевых прокладок. Без них вал опустился и упёрся в внутреннее кольцо подшипника. Между червячным цилиндром и корпусом образовался зазор 0,5мм. Толщина одной кольцевой прокладки 0,6мм. Дальше понятно - я вырезал и поставил кольцевую прокладку тольщиной 0,2мм между валом и внутренним кольцом радиального подшипника. Вал приподнялся на 0,2 мм, а зазор между корпусом и цилиндром увеличивается до 0,5+0,2=0,7мм. Возвратил на место только НИЖНЮЮ кольцевую прокладку цилиндра 0,6мм.
Что получилось: 1) вал опирается только на внутреннее кольцо радиального подшипника, 2) червячный цилиндр опирается через прокладку на корпус оси только собственным весом, 3)вместо верхней прокладки остаётся зазор 0,1мм на свободное вращение червячного цилиндра, 4)сам цилиндр остался на прежней высоте относительно червяка.