Добро пожаловать на наш астрономический форум!
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил
Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил
Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры
Почему не нужны апохроматы, а короткофокусные дешевые ахроматы рулят со страшной силой
Модератор: Ernest
Почему не нужны апохроматы, а короткофокусные дешевые ахроматы рулят со страшной силой
Вот почему-то везде уничижительные оценки ахроматов (в виде просевших ЧКХ в т.ч.) приводятся на открытом канале. Я в зеркальный-то инструмент объекты СС с фильтрами обычно смотрю. А с ними - 12й, 15й, 56й и т.д. - расчет для ахроматов уже ну совсем другой. Что нетривиально, на 1й взгляд - даже вырезание только голубого сильно улучшает ситуацию, с учетом спектр-й чувст-ти глаза.
Что значат все наши своды перед сводом неба? Сколько надобно ума и трудов для произведения столь неважного действия! (Н.Карамзин)
Re: 150/2250 мм ахромат
По этим ЧКХ видно, что 150/1800 и 150/2250 отличаются в пределах погрешности задания коэффициентов взвешивания полихроматической ЧКХ.
Re: 150/2250 мм ахромат
При любых "коэффициентах взвешивания" ЧКХ 150/2250 идет заметно выше (и главное правее), чем у 150/1800. И хотя синие ореолы вокруг ярких объектов очевидны (также как и синие тени на Луне) они еще убивают только совсем уж малоконтрастные детали (каких много, скажем, на диске Юпитера и Марса). При переходе к более короткофокусному варианту объем таких убитых малоконтрастных деталей только растет. Цветная фильтрация как показывает мой опыт, помогает незначительно. Она немного повышает контраст за счет существенной потери в яркости. А кроме того часто лежит в противофазе с цветовым контрастом наблюдаемых деталей, когда, к примеру, требуется установка голубого фильтра.
Re: 150/2250 мм ахромат
Да, фильтры коротких волн ахромату противопоказаны. Но все-таки выделение средней или средней-правой части спектра востребовано чаще, в т.ч. и потому, что здесь разрешение глаза выше (в синем объективно контраст может быть и хорош, да глаз этого не вытягивает).
Судя по поведению типичного полиштреля для ахромата, с плато в р-не 0.5-0.6 нм, ЧКХ с подходящим фильтром, в 1ю очередь при отсечении до 0.5 нм, должна сильно выигрывать.
И не вполне понятно из Вашего замечания насчет опыта - имеется незначительный эффект фильтров вообще или применительно к коротким ахроматам? Во последнем случае я бы не согласился. Без фильтров там вообще кисель, а подобравши фильтр, уже можно понаблюдать, хотя и не АПО, конечно
Например, фестоны на Юпе с зеленым фильтром при хорошем сиинге уже видны в 120/600, или кольцевая структура БКП - а без фильтра только 2 главных пояса в фиолетовом тумане. Сатурн без фильтров просто шарик (в тумане же), а с 15-м фильтром - уже хорошо видна поясность, а она довольно малоконтрастная. По Луне с 15-м хроматизм трудно даже найти при желании.
Вы уже писали где-то тут про ахроматы, что зеленый фильтр дает эквивалент примерно вдвое более длинному ахромату б/ф. Можно ли это понимать, что ЧКХ, например, для 100/1000 примерно совпадет с 100/500 с зеленым фильтром? Так ведь и для всех фильтров аналог посчитать можно, наверное?
Судя по поведению типичного полиштреля для ахромата, с плато в р-не 0.5-0.6 нм, ЧКХ с подходящим фильтром, в 1ю очередь при отсечении до 0.5 нм, должна сильно выигрывать.
И не вполне понятно из Вашего замечания насчет опыта - имеется незначительный эффект фильтров вообще или применительно к коротким ахроматам? Во последнем случае я бы не согласился. Без фильтров там вообще кисель, а подобравши фильтр, уже можно понаблюдать, хотя и не АПО, конечно

Вы уже писали где-то тут про ахроматы, что зеленый фильтр дает эквивалент примерно вдвое более длинному ахромату б/ф. Можно ли это понимать, что ЧКХ, например, для 100/1000 примерно совпадет с 100/500 с зеленым фильтром? Так ведь и для всех фильтров аналог посчитать можно, наверное?
Что значат все наши своды перед сводом неба? Сколько надобно ума и трудов для произведения столь неважного действия! (Н.Карамзин)
Re: 150/2250 мм ахромат
Цветная фильтрация тем эффективнее выправляет ЧКХ, чем она сильнее убивает яркость изображения.
Глазу неважна детализация и хороший контраст, если недостаточно света. Попробуйте почитать газету с выключенным светом.
Глазу неважна детализация и хороший контраст, если недостаточно света. Попробуйте почитать газету с выключенным светом.
Re: 150/2250 мм ахромат
Фотонный шум он и бронхите фотонный шум.
Re: 150/2250 мм ахромат
Ну не так уж чтобы. В Вашем сравнении, это не выключить свет, а типа заменить холодную 10Вт лампочку на более теплую 7Вт - именно таков эффект от фильтра 12 или 15. В маленьком помещении вроде балка (откуда я недавно))) второй вариант даже как-то лучше

Что значат все наши своды перед сводом неба? Сколько надобно ума и трудов для произведения столь неважного действия! (Н.Карамзин)
Re: 150/2250 мм ахромат
Пустое сравнение. Важна же не яркость, а перепад яркости между элементами разрешения отнесенный к средней яркости , это к примеру контраст по Веберу .
Re: 150/2250 мм ахромат
К примеру, контраст между элементом яркостью 0.0000000000001 и фоном 0.00000000000001 примерно равен 80%, так-же как между элементом с яркостью 10 на фоне 1...
Только глаз в первом случае просто ничего не видит, кроме шумов сетчатки.
Только глаз в первом случае просто ничего не видит, кроме шумов сетчатки.
Re: 150/2250 мм ахромат
Яркость тоже важна, т.к. от нее зависит контрасточувст-ть глаза - в этом смысле, Эрнест прав по форме, но не по сути, когда мы говорим о большинстве цветных фильтров, в смысле, что снижение яркости фильтром ну СОВСЕМ не того же порядка, что при выключении лампочки (ночью)
. А вот перепад яркостей как раз и должен усиливаться фильтром, при его правильном подборе. Не буду щас тащить сюда картинки с пруфами, их есть в сети, но по большинству объектов СС синий канал менее контрастен (возм.исключение - Венера), т.е. отрезание спектра прим-но до 0.5 мкм (фильтр 12) способствует повышению контраста ОДНОВРЕМЕННО с повышением полиштреля ахромата.

Что значат все наши своды перед сводом неба? Сколько надобно ума и трудов для произведения столь неважного действия! (Н.Карамзин)
Re: 150/2250 мм ахромат
"По сути"?! Да куда мне до вас. С моим-то куцым опытом и скудными знаниями... 

Re: 150/2250 мм ахромат
Конечно. Спасибо что поправили. Это уже следующий показатель - распознаваемый контраст. Он зависит от отношения сигнал шум на нулевой частоте и порогового отношения сигнал-шум естественно.
Короче отношение перепада яркости деленное на среднеквадратичное отклонение шума должно превышать заданный порог.
Re: 150/2250 мм ахромат
В последнее время в ахромат 80/400 все чаще отмечаю, что без фильтров мелкие детали видно лучше, чем с фильтрами. Особенно по тусклым объектам. Да и в целом за пару лет использования как-то научился меньше «отвлекаться» на ореолы, стараясь концентрироваться на деталях, а не дефектах оптики. В первый раз когда взглянул очень отвлекало.
С фильтрами интересно, иногда они обращают внимание на какие-то детали, но обычно потом эти же детали доступны и без них. А при внимательном рассмотрении становится понятно, что фильтр где-то «съедает» свет от неярких деталей, а от ярких дает ореолы светорассеивания.
С фильтрами интересно, иногда они обращают внимание на какие-то детали, но обычно потом эти же детали доступны и без них. А при внимательном рассмотрении становится понятно, что фильтр где-то «съедает» свет от неярких деталей, а от ярких дает ореолы светорассеивания.
Re: 150/2250 мм ахромат
Ореолы не только "отвлекают", но и реально замывают детали. Я уж наигрался и 80/400, и 120/600. Что до рассеяния фильтрами - сильно зависит от них самих. Ноунеймы с али за пару сотен сильно уступают даже вполне бюджетным НПЗ, а ES или LR еще лучше. Плюс от окуляра зависит, с некоторыми любой фильтр какую-то вуаль дает, с другими вроде ничего.
Что значат все наши своды перед сводом неба? Сколько надобно ума и трудов для произведения столь неважного действия! (Н.Карамзин)
Re: 150/2250 мм ахромат
Ну вот, опять обиделись

В нашем же случае, ахромат в норме имеет апекс параболы хроматизма где-то на максимуме чувст-ти дневного зрения, так и рассчитан. Фильтр, заточенный на повышение полиштреля, по определению пропускает полосу в окрестностях апекса - типа 0.5-0.6 мкм - ergo в области максимума чувст-ти зрения. Почему пропускание не ниже 50-60% будет соответ-ть многократному подавлению вторичного хроматизма (цветность изображения - отдельный вопрос). При тех яркостях, где обычно используют цветные фильтры вообще, даже ослабление вдвое мало или совсем не влияет на контрасто-чувст-ть глаза, по самым ярким - даже повышает. Вы бы и сами сказали то же самое, если б не Ваша... нууу, холодность к цветным фильтрам (как и к Барлоу или коротким ортоскопикам, например

Что значат все наши своды перед сводом неба? Сколько надобно ума и трудов для произведения столь неважного действия! (Н.Карамзин)
Re: Почему не нужны апохроматы, а короткофокусные дешевые ахроматы рулят со страшной силой
Название темы что надо 
У меня вот ахромат короткий, и знаете что, длина совсем не важна!

У меня вот ахромат короткий, и знаете что, длина совсем не важна!
Re: Почему не нужны апохроматы, а короткофокусные дешевые ахроматы рулят со страшной силой
А еще любопытно, почему у меня ахромат и окуляры ES, а не апохромат и простые плесслы. По цене то одинаково выйдет 

- Sergey Stern
- Сообщения: 71
- Зарегистрирован: 23 апр 2020, 03:51
Re: Почему не нужны апохроматы, а короткофокусные дешевые ахроматы рулят со страшной силой
Потому, что ESы универсальны (большое поле и хорошая коррекция), а телескопы можно менять - сейчас короткий ахромат, а потом быстрый ньютон или апохромат, и со всеми они хорошо сочетаются.
Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс.18:2).
ДОБ 250f5 АПО 100f7.4 АХРО 120f5, 80f5 БИНО 25x100, 15x56, 8x42, 2.3x40, 1x7 SUN PST НПЗ Алькор, Мицар, 150К
ДОБ 250f5 АПО 100f7.4 АХРО 120f5, 80f5 БИНО 25x100, 15x56, 8x42, 2.3x40, 1x7 SUN PST НПЗ Алькор, Мицар, 150К
Re: Почему не нужны апохроматы, а короткофокусные дешевые ахроматы рулят со страшной силой
Вообще хорошо, что Эрнест тему выделил, это уже совсем не 150/2250. Только название напоминает заголовки в Дзене
А рациональное зерно тут то, что в темах цветных фильтров в основном рассматриваются объекты наблюдения, причем иногда диву даешься - наблюдатель вроде и с опытом сблокирует какой-нибудь желтый фильтр с таким, который целиком в полосе его пропускания, и делает глубокомысленные выводы, и т.п. Подавление же хроматизма в ахроматах - не то чтобы не освещена, но как-то стыдливой скороговоркой, основы. Настоящие ластрономы с большими апохроматами до этого не опускаются
А тема-то не такая тривиальная. Например, я уже писал о метамерных фильтрах - самому пришлось исследовать, там конь не валялся. Подавление хроматизма фильтром с пропусканием в 2 полосах, из которых одна фиолетовая (!) чего стОит. Или вот о "выключенной лампочке", т.е. пропускании порядка половины света. Простой #12 делает это для ночного зрения. Хроматизм от слова "цвет" там вообще отсутствует, а физическое явление налицо (к с ж.пой - она есть, а слова нет
) - изображение размывается еще хуже, чем яркое цветное, т.к. все на одной ветви параболы хроматизма. Почему-то ахроматы, центрированные не на 550, а на 500 нм, хоть вроде и есть в природе, а на рынке - увы
На D/3 некритично, а на D уже сказывается - а это еще актуально для глубокого космоса. Так вот, простой фильтр №12 не сильно, но улучшает дело, сам проверил - шаровики, худо-бедно доступные для 120 мм (начиная с М13), в ахромат 1206 с фильтром 12 хоть и потемнее, но разрешены лучше, чем без оного.

А рациональное зерно тут то, что в темах цветных фильтров в основном рассматриваются объекты наблюдения, причем иногда диву даешься - наблюдатель вроде и с опытом сблокирует какой-нибудь желтый фильтр с таким, который целиком в полосе его пропускания, и делает глубокомысленные выводы, и т.п. Подавление же хроматизма в ахроматах - не то чтобы не освещена, но как-то стыдливой скороговоркой, основы. Настоящие ластрономы с большими апохроматами до этого не опускаются

А тема-то не такая тривиальная. Например, я уже писал о метамерных фильтрах - самому пришлось исследовать, там конь не валялся. Подавление хроматизма фильтром с пропусканием в 2 полосах, из которых одна фиолетовая (!) чего стОит. Или вот о "выключенной лампочке", т.е. пропускании порядка половины света. Простой #12 делает это для ночного зрения. Хроматизм от слова "цвет" там вообще отсутствует, а физическое явление налицо (к с ж.пой - она есть, а слова нет


Что значат все наши своды перед сводом неба? Сколько надобно ума и трудов для произведения столь неважного действия! (Н.Карамзин)