Добро пожаловать на наш астрономический форум!
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил
Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил
Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры
Подогрев чемодана с окулярами
Модератор: Ernest
Подогрев чемодана с окулярами
Думаю сделать чемодан для окуляров с подогревом, вроде бы всё понятно, кроме одного момента - на какую мощность рассчитывать собственно подогрев и с каким шагом укладывать греющий провод? Окуляры располагаются горизонтально. Питание от внешнего преобразователя на 12В стационарно или большого аккумулятора в полях, греющий провод есть разный от единиц до десятков Ом/м.
Re: Подогрев чемодана с окулярами
Тема интересная. Это ведь не просто кейс для хранения, а устройство подогрева во время наблюдений?
Мне кажется что тут важно иметь ввиду следующие моменты: (1) ящик не должен быть герметичным (иначе запотевания окуляров в нем не избежать), а с регулируемым проветриванием и понятной циркуляцией воздуха (от заборных до выхлопных отверстий), (2) расположение перегородок, подставок и окуляров внутри должно иметь ввиду свободный (хотя может быть и не прямой) ход воздуха, (3) обогрев (также регулируемый) натурально должен располагаться на входе воздуха в этот ящик. (4) думаю естественной конвекции должно быть достаточно, но возможно придется подумать и о расположении вентилятора на выходе.
Мощность? Трудно сказать... Можно попробовать посчитать. К примеру, имеем окуляр в пол-кило весом (бывают и потяжелее), который сняли с фокусера, переместили в ящик и ожидают, что за 20-30 минут его температура поднимется на 10 градусов (обычно более чем достаточный запас для ухода от точки росы). Теплоемкость такого окуляра выполненного из стали, алюминия и стекла вероятно составит некоторую среднюю цифру вроде 400 Дж на градус. Для подогрева на 10 градусов потребуется 4 кДж. А мощность (чтобы он нагрелся за пол часа) 8 кДж/час или всего 2.2 Вт. КПД с учетом требуемого нагрева выходящего воздуха едва-ли будет больше 30-50%, так что потребную мощность нагревателя смело можно повышать до 5-8 Вт. Это при хорошей теплоизоляции. Для большей производительности (по массе используемых окуляров) мощность нагревателя конечно можно пропорционально повысить.
Мне кажется что тут важно иметь ввиду следующие моменты: (1) ящик не должен быть герметичным (иначе запотевания окуляров в нем не избежать), а с регулируемым проветриванием и понятной циркуляцией воздуха (от заборных до выхлопных отверстий), (2) расположение перегородок, подставок и окуляров внутри должно иметь ввиду свободный (хотя может быть и не прямой) ход воздуха, (3) обогрев (также регулируемый) натурально должен располагаться на входе воздуха в этот ящик. (4) думаю естественной конвекции должно быть достаточно, но возможно придется подумать и о расположении вентилятора на выходе.
Мощность? Трудно сказать... Можно попробовать посчитать. К примеру, имеем окуляр в пол-кило весом (бывают и потяжелее), который сняли с фокусера, переместили в ящик и ожидают, что за 20-30 минут его температура поднимется на 10 градусов (обычно более чем достаточный запас для ухода от точки росы). Теплоемкость такого окуляра выполненного из стали, алюминия и стекла вероятно составит некоторую среднюю цифру вроде 400 Дж на градус. Для подогрева на 10 градусов потребуется 4 кДж. А мощность (чтобы он нагрелся за пол часа) 8 кДж/час или всего 2.2 Вт. КПД с учетом требуемого нагрева выходящего воздуха едва-ли будет больше 30-50%, так что потребную мощность нагревателя смело можно повышать до 5-8 Вт. Это при хорошей теплоизоляции. Для большей производительности (по массе используемых окуляров) мощность нагревателя конечно можно пропорционально повысить.
Re: Подогрев чемодана с окулярами
Это именно что мыслится кейс для наблюдений. Хранить-перевозить окуляры, как мне думается, лучше плотно упакованными в поролон, а для наблюдений завести отдельный, оптимизированный именно что для осушения/обогрева кейс небольшого объёма. Всё равно окуляров заведомо больше, чем может потребоваться в одну ночь - так зачем таскать и греть их все? Насчёт входа воздуха надо думать: по уму нужно организовывать ток снизу вверх, расположив забор воздуха ближе к днищу, но тогда конструкция может быть уязвима для росы и грязи, если такой кейс ставить на землю. Надо думать. Спасибо за ценные советы!
Re: Подогрев чемодана с окулярами
Забор можно сделать где угодно, в том числе и сверху, только уже внутри придется сделать хорошо изолированный воздуховод от заборного отверстия вниз
Re: Подогрев чемодана с окулярами
Потребуется увеличение веса загружаемого оборудования в машину в виде дополнительного тяжёлого аккумулятора.
Рассматривал более практичные варианты:
Использование переносной автомобильной грелки для сиденья, работающей от прикуривателя (на неё класть окуляры и накрывать чем нибудь), либо включать подогрев заднего сиденья (у кого есть), но в этом случае двигатель машины должен всегда работать во избежание разрядки аккумулятора автомобиля (шланг на выхлопную и в сторону куда-нибудь не вариант, да и конвекционные потоки тоже не хорошо).
Ещё вариант пару каталитических грелок между окулярами класть, но продукты окисления бензина в салоне авто и не навредят ли они оптике?
Наверное оптимальный вариант авто фен от прикуривателя, но в продаже трудно найти, он сильно маломощный и опять же посадит аккумулятор авто.
Рассматривал более практичные варианты:
Использование переносной автомобильной грелки для сиденья, работающей от прикуривателя (на неё класть окуляры и накрывать чем нибудь), либо включать подогрев заднего сиденья (у кого есть), но в этом случае двигатель машины должен всегда работать во избежание разрядки аккумулятора автомобиля (шланг на выхлопную и в сторону куда-нибудь не вариант, да и конвекционные потоки тоже не хорошо).
Ещё вариант пару каталитических грелок между окулярами класть, но продукты окисления бензина в салоне авто и не навредят ли они оптике?
Наверное оптимальный вариант авто фен от прикуривателя, но в продаже трудно найти, он сильно маломощный и опять же посадит аккумулятор авто.
Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. (Пс.18:2)
Re: Подогрев чемодана с окулярами
7А гелевый акуумулятор весит не заоблачно и довольно компактный. Есть более современные lifepo и подобные, которые еще легче при той же емкости. В хорошо утепленном ящике на ночь его хватит.
Машина - хлопание дверками, загорающиеся лампочки в салоне и т.д.
Каталитическую тоже пробовал использовать, но не так долго, чтобы понять про вред оптике. Опять же, можно забор воздуха и выхлоп изолировать от объема с оптикой.
Машина - хлопание дверками, загорающиеся лампочки в салоне и т.д.
Каталитическую тоже пробовал использовать, но не так долго, чтобы понять про вред оптике. Опять же, можно забор воздуха и выхлоп изолировать от объема с оптикой.
Александр.
Re: Подогрев чемодана с окулярами
Есть более простые решения, одноразовые хим. теплоелементы для спорта и туризма https://www.cyclebrother.com/accessorie ... gI0ffD_BwE.
Нагрев от контакта с кислородом. Мне такие как то подарили, использовал пару раз на зимней рыбалке. В варежке нагреваются до 40-50С и греют часов 6-10. Стоят дешево. Я вообще вожу окуляры в пенопластовом ящике, вот в таком https://www.prisma.fi/fi/prisma/iceman- ... laukku-15l. Т.е. если вдруг будет актуально, можно кинуть такой элемент туда, и вуаля. Ящик довольно плотно закрывается, так что фонить теплом особо не будет Не знаю, правда есть ли какие либо испарения от них.
Нагрев от контакта с кислородом. Мне такие как то подарили, использовал пару раз на зимней рыбалке. В варежке нагреваются до 40-50С и греют часов 6-10. Стоят дешево. Я вообще вожу окуляры в пенопластовом ящике, вот в таком https://www.prisma.fi/fi/prisma/iceman- ... laukku-15l. Т.е. если вдруг будет актуально, можно кинуть такой элемент туда, и вуаля. Ящик довольно плотно закрывается, так что фонить теплом особо не будет Не знаю, правда есть ли какие либо испарения от них.
Re: Подогрев чемодана с окулярами
-
- Сообщения: 332
- Зарегистрирован: 04 апр 2011, 23:16
Re: Подогрев чемодана с окулярами
Для 18А провода на фене не слабы будут?Да и для сети автомобиля подобный потребитель не айс.Astromad писал(а): ↑15 мар 2021, 18:53https://aliexpress.ru/item/32993391974. ... 6829719083
И на яндекс-маркете куча подобных вещей.