Добро пожаловать на наш астрономический форум!
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил
Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил
Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры
"Плоская экваториальная вилка"
Модератор: Ernest
- Грехов Михаил
- Сообщения: 144
- Зарегистрирован: 31 янв 2021, 17:02
- Контактная информация:
"Плоская экваториальная вилка"
Вопрос такой назрел.
В классической вилке ось склонений довольно длинная (порой длиной с высоту перьев самой вилки) - и это закономерно - за счет разнесения подшипников и опор вала обеспечивается точность ориентации оси и соотвественно лучшее распределение нагрузок. Допустим хочется сделать некую "плоскую вилку" у которой диаметр основания много выше высоты (в 2-3 раза). Ну типа Meade допустим или есть и Celestron (см фото), Есть подобные монтировки от Интеса (тоже вилка). Какие могут быть соображения насчет того как в таком случае можно сделать подшипниковые опоры и сохранить жесткость и точность ориентации конструкции? Может опорный подшипник большого диаметра? Или как упорный подшипник, Потом радиальный и роликовый упорный? Таким образом точность ориентации обеспечивается большим диаметром упорного подшипника? Насколько плоской можно сделать в принципе?
Каким образом можно обеспечить некий оптимальный узел расстыковки вилки и червячного привода? Ну то есть чтобы можно было расслабить и повернуть вилку на произвольный угол? Тоже с точки зрения нагрузок и ориентации.
В классической вилке ось склонений довольно длинная (порой длиной с высоту перьев самой вилки) - и это закономерно - за счет разнесения подшипников и опор вала обеспечивается точность ориентации оси и соотвественно лучшее распределение нагрузок. Допустим хочется сделать некую "плоскую вилку" у которой диаметр основания много выше высоты (в 2-3 раза). Ну типа Meade допустим или есть и Celestron (см фото), Есть подобные монтировки от Интеса (тоже вилка). Какие могут быть соображения насчет того как в таком случае можно сделать подшипниковые опоры и сохранить жесткость и точность ориентации конструкции? Может опорный подшипник большого диаметра? Или как упорный подшипник, Потом радиальный и роликовый упорный? Таким образом точность ориентации обеспечивается большим диаметром упорного подшипника? Насколько плоской можно сделать в принципе?
Каким образом можно обеспечить некий оптимальный узел расстыковки вилки и червячного привода? Ну то есть чтобы можно было расслабить и повернуть вилку на произвольный угол? Тоже с точки зрения нагрузок и ориентации.
Re: "Плоская экваториальная вилка"
Фрикцион, например как в МТ-3С.
Ньютон 12,5"(ЦЭ 16%), ТАЛ250К, ТАЛ150АПО, C120XLT+PST и прочее...
- Грехов Михаил
- Сообщения: 144
- Зарегистрирован: 31 янв 2021, 17:02
- Контактная информация:
Re: "Плоская экваториальная вилка"
Фрикцион - это к чему ответ? К узлу расстыковки? А к конструкции привода?
Re: "Плоская экваториальная вилка"
Что-то я теряюсь...
"В классической вилке ось склонений довольно длинная" - ось склонений?.. Ось склонений в вилочной конструкции имеет длину примерно равную расстоянию между перьями вилки. Вы вероятно имеете ввиду часовую ось?
"Допустим хочется сделать некую "плоскую вилку" у которой диаметр основания много выше высоты (в 2-3 раза)" - сделать-то не проблема, поставить на погонный подшипник большого диаметра как у танковой башни.
Только подшипник этот будет по цене золотого. Ну и с его точностью (при использовании покупного) скорее всего будут проблемы.
"Может опорный подшипник большого диаметра? Или как упорный подшипник, Потом радиальный и роликовый упорный? Таким образом точность ориентации обеспечивается большим диаметром упорного подшипника?" - И то, и другое, и третье - плясать придется вокруг того, что найдется. Но с точностью (по сравнению с традиционной часовой осью на двух подшипниках) все как раз будет наоборот. Чем больше диаметр подшипника тем дороже будет обходиться его точность.
"Насколько плоской можно сделать в принципе?" - Зависит от жесткости и твердости материала тела подшипника. Поскольку все будет упираться в его весовое гнутие и локальные деформации на опорах (шариках или маленьких подшипниках), число этих самых опор.
"Каким образом можно обеспечить некий оптимальный узел расстыковки вилки и червячного привода?" - Это все вопросы к конструктору точных механических приборов. Редкая профессия в наших палестинах.
"В классической вилке ось склонений довольно длинная" - ось склонений?.. Ось склонений в вилочной конструкции имеет длину примерно равную расстоянию между перьями вилки. Вы вероятно имеете ввиду часовую ось?
"Допустим хочется сделать некую "плоскую вилку" у которой диаметр основания много выше высоты (в 2-3 раза)" - сделать-то не проблема, поставить на погонный подшипник большого диаметра как у танковой башни.
Только подшипник этот будет по цене золотого. Ну и с его точностью (при использовании покупного) скорее всего будут проблемы.
"Может опорный подшипник большого диаметра? Или как упорный подшипник, Потом радиальный и роликовый упорный? Таким образом точность ориентации обеспечивается большим диаметром упорного подшипника?" - И то, и другое, и третье - плясать придется вокруг того, что найдется. Но с точностью (по сравнению с традиционной часовой осью на двух подшипниках) все как раз будет наоборот. Чем больше диаметр подшипника тем дороже будет обходиться его точность.
"Насколько плоской можно сделать в принципе?" - Зависит от жесткости и твердости материала тела подшипника. Поскольку все будет упираться в его весовое гнутие и локальные деформации на опорах (шариках или маленьких подшипниках), число этих самых опор.
"Каким образом можно обеспечить некий оптимальный узел расстыковки вилки и червячного привода?" - Это все вопросы к конструктору точных механических приборов. Редкая профессия в наших палестинах.
- Грехов Михаил
- Сообщения: 144
- Зарегистрирован: 31 янв 2021, 17:02
- Контактная информация:
Re: "Плоская экваториальная вилка"
Перепутал. ось прямого восхождения.ось склонений?.. Ось склонений в вилочной конструкции имеет длину примерно равную расстоянию между перьями вилки. Вы вероятно имеете ввиду часовую ось?
Может быть... но видимо все может зависеть от точности. Ну и не только подшипника, но и от точности подгона посадочных узлов под него. Вплоть до того, что придется вести монтаж либо на горячую, либо с примененеием жидкого азота для минимизации всех зазоров.сделать-то не проблема, поставить на погонный подшипник большого диаметра как у танковой башни.
Только подшипник этот будет по цене золотого.
Но с точностью (по сравнению с традиционной часовой осью на двух подшипниках) все как раз будет наоборот. Чем больше диаметр подшипника тем дороже будет обходиться его точность.
Может быть. Но пока видится конструкция на 3-х подшипниках.
1. Упорный роликовый подшипник большого диаметра. - ничего особенного... довольно дешевый.
2. Опорно-упорный подшипник (этот самый) большой точности. (Но при этом упорные нагрузки снимаются подшипником 1) Подшипник больше как верхняя точка ориентации вала
3. Опорно-упорный подшипник нормальной точности небольшого диаметра с поджимом гайкой и регулировкой силы прижатия - он довольно дешев...
Прорисовал примерно - пока без размеров и правильности.... просто реализация идеи. Все размеры тупо от балды.
Ну это меньшая из проблем. Тот же этот узел у ETX-125 весьма неплохо решен. Но конечно можно сделать и лучше и точнее.Это все вопросы к конструктору точных механических приборов. Редкая профессия в наших палестинах.
- Вложения
-
- Привод.jpg (18.22 КБ) 4427 просмотров
Re: "Плоская экваториальная вилка"
Куда вам такое червячное колесо!? Цена производства колеса примерно куб диаметра. Его надо уменьшить до разумного и перенести вниз под 1-ый подшипник.
- Грехов Михаил
- Сообщения: 144
- Зарегистрирован: 31 янв 2021, 17:02
- Контактная информация:
Re: "Плоская экваториальная вилка"
Расчетный диаметр колеса - 145мм. Уже вроде как неплохо. И зачем под подшипник? Наоборот - я гайкой затягиваю вал и с одной стороны он жестко фиксирован нижним подшипником а сверху сдавливает упорный и тоже фиксирует. Если его разместить сверху, то это ничего не даст...
Re: "Плоская экваториальная вилка"
Вы задали вопросы: Каким образом можно обеспечить некий оптимальный узел расстыковки вилки и червячного привода? Ну то есть чтобы можно было расслабить и повернуть вилку на произвольный угол? - я ответил.Грехов Михаил писал(а): ↑01 фев 2021, 14:55Фрикцион - это к чему ответ? К узлу расстыковки? А к конструкции привода?
Ньютон 12,5"(ЦЭ 16%), ТАЛ250К, ТАЛ150АПО, C120XLT+PST и прочее...
- Грехов Михаил
- Сообщения: 144
- Зарегистрирован: 31 янв 2021, 17:02
- Контактная информация:
Re: "Плоская экваториальная вилка"
"фрикцион" - слишком широкое понятие. Это все равно что ответить - "каким образом побыстрее вылечиться?" - "выпить таблетку". А всяких там тонкостей полно... Какую именно таблетку? Когда? В какое время? До или после еды? каким курсом пить? и др...
Так же и "фрикцион" - может быть по конструкции весьма разным. Да вплоть конструкции "шиворот навыворот", когда Червячная шестерня - неподвижная, а вилка с червяком как бы от неё отталкивается - типа как вот ось прямого восхождения HEQ-5. Может быть снизу поджим.... сверху.... радиально или вдоль оси.. так, сяк... наоборот.... при помощи винта сбоку или обжим.... или сверху или в виде эксцентрика и проч....
Может быть и что-то инновационное - ну например типа как магнитная плита для закрепления деталей при шлифовке. Весьма изящное решение.
Так же и "фрикцион" - может быть по конструкции весьма разным. Да вплоть конструкции "шиворот навыворот", когда Червячная шестерня - неподвижная, а вилка с червяком как бы от неё отталкивается - типа как вот ось прямого восхождения HEQ-5. Может быть снизу поджим.... сверху.... радиально или вдоль оси.. так, сяк... наоборот.... при помощи винта сбоку или обжим.... или сверху или в виде эксцентрика и проч....
Может быть и что-то инновационное - ну например типа как магнитная плита для закрепления деталей при шлифовке. Весьма изящное решение.