Добро пожаловать на наш астрономический форум!
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил

Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры

Хроника изготовления 10" оптики

Обсуждение всего что сделано своими руками, модернизация оборудования, телескопостроение и т.д.

Модератор: Ernest

Аватара пользователя
Ernest
Основатель
Сообщения: 13280
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 10:55
Контактная информация:

Re: Попытка изготовления 10" оптики

Сообщение Ernest » 29 мар 2018, 21:48

Удачи!

lx75
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 25 ноя 2017, 18:51

Re: Попытка изготовления 10" оптики

Сообщение lx75 » 31 мар 2018, 14:10

Началось!!!
Пока не могу толком все рассказать, одни эмоции! :D
Вложения
IMG_1028.JPG
Станок
IMG_1028.JPG (91.67 КБ) 4071 просмотр
IMG_1032.JPG
Обдирка заготовки
IMG_1032.JPG (76.26 КБ) 4071 просмотр

Аватара пользователя
AnDom
Сообщения: 7384
Зарегистрирован: 07 июн 2012, 10:45

Re: Попытка изготовления 10" оптики

Сообщение AnDom » 31 мар 2018, 14:58

Нуууу..... Подход, скажем прямо, если не железобетонный, то 100% железный :) (и чуть-чуть фанерный :D )
Уже интересно.
Александр.


lx75
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 25 ноя 2017, 18:51

Re: Попытка изготовления 10" оптики

Сообщение lx75 » 31 мар 2018, 16:08

Спасибо за добрые слова! :D
За два часа работы натер 0.25 мм. стрелки кривизны.

lx75
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 25 ноя 2017, 18:51

Re: Попытка изготовления 10" оптики

Сообщение lx75 » 02 апр 2018, 20:59

За пять сеансов, общей продолжительностью 11 часов, натер стрелку кривизны 1,45мм. Оптимальный режим шлифовки кмк наступает после часа работы, когда абразив и шлам приобретают консистенцию ряженки, еще через час-полтора шлама становится больше и он мешает работе, оптимальный сеанс 2,5 часа. Средняя скорость обдирки в моих условиях 0,13 мм./час, груз 8,8 кг+ поводок. Для сравнения, у зеркала ф165мм. стрелку кривизны 1,7 мм натер за три часа вручную.

idn
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 23 фев 2015, 23:09

Re: Попытка изготовления 10" оптики

Сообщение idn » 03 апр 2018, 11:43

Вы молодец! Когда я думаю на тему изготовления зеркал, моя мысль не идёт дальше классического хождения вокруг бочки. :mrgreen:

lx75
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 25 ноя 2017, 18:51

Re: Попытка изготовления 10" оптики

Сообщение lx75 » 03 апр 2018, 17:46

Спасибо!
Думаю, что этап "хождения вокруг бочки" обязательный, 50% знаний получаю через руки и еще позволяет понять нравится ли процесс изготовления зеркала. Первое зеркало изготовил вручную.

lx75
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 25 ноя 2017, 18:51

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение lx75 » 07 апр 2018, 12:57

Пока особых новостей нет, обдирка идет медленно, но верно. За 17 часов работы, получил стрелку кривизны 1.98мм

Аватара пользователя
Ernest
Основатель
Сообщения: 13280
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 10:55
Контактная информация:

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение Ernest » 07 апр 2018, 13:23

Вы бы как-то посвящали бы участников Форума в технические моменты. Какой абразив, какой инструмент, как часто и какое количество абразива добавляете, параметры обдирки (частота и ход поводка, частота вращения шпинделя)...

lx75
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 25 ноя 2017, 18:51

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение lx75 » 07 апр 2018, 15:09

Сейчас у меня идет подборка наиболее производительной технологии.
Начал обдирку алмазной чашкой по бетону ф125мм., алмаз конечно очень хорошо режет плавленный кварц, но к сожалению его там мало и работа шла медленно. Затем начал добавлять немного карбида кремния производительность немного увеличилась, сейчас пробую двумя шлифовальными кругами ф100 мм. и ф165 мм. Сначала "копаю яму"в центре малым, затем "расширяю" ее до краев большим по диаметру( идея не моя, вычитал у Максутова), с небольшим добавлением карбида кремния 100, пока о производительности не могу судить. Размах поводка подбираю так, что бы в крайнем положении край обдирочника немного приоткрывал центр заготовки, штрих через центр. Частота движений поводка 30 в мин. (60 штрихов в минуту можно регулировать в небольших пределах), частота вращения шпинделя в 4.3333 раза меньше. Наверное процесс можно назвать грубой шлифовкой, а не обдиркой.

Аватара пользователя
Ernest
Основатель
Сообщения: 13280
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 10:55
Контактная информация:

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение Ernest » 07 апр 2018, 19:13

Традиционным способом (свободный абразив 40 номера и стеклянный диск равного диаметра в качестве инструмента) я в свое время 9" ободрал вручную до заданной стрелки за два дня (примерно часа 3-4 работы). Стальным кольцом, думаю, было бы еще быстрее.

lx75
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 25 ноя 2017, 18:51

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение lx75 » 07 апр 2018, 22:03

Самый крупный абразив который мне удалось купить это-100. При обработке двумя кругами немного повысилась производительность, до расчетных 3мм осталось 0,8мм. Думаю одолею! :D
Последний раз редактировалось lx75 07 апр 2018, 22:25, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Ernest
Основатель
Сообщения: 13280
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 10:55
Контактная информация:

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение Ernest » 07 апр 2018, 22:19

100!? Да уж... тогда становится понятно такое медленное продвижение. Тем более по кварцу

lx75
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 25 ноя 2017, 18:51

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение lx75 » 07 апр 2018, 22:26

Без станка было-бы очень трудно.

Аватара пользователя
Ernest
Основатель
Сообщения: 13280
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 10:55
Контактная информация:

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение Ernest » 08 апр 2018, 09:56

только что заметил...
lx75 писал(а):сейчас пробую двумя шлифовальными кругами ф100 мм. и ф165 мм. Сначала "копаю яму"в центре малым, затем "расширяю" ее до краев большим по диаметру
Прямо-таки шлифовальными кругами? :shock:
То есть вы используете инструмент с плоской рабочей поверхностью для формирования вогнутой поверхности? Это очень далеко от рационального подхода... При этом работает только узкая наружная кромка, фактическая площадь мгновенного съема имеет форму тонкого кольца, и работают в нем быстро разрушающиеся забивающиеся шламом зерна абразива закрепленные в круге.
Для реализации такого подхода требуется или вращающаяся алмазная фреза с на порядок более прочными абразивными зернами, закрепленными в относительно мягкой основе, которая быстро истирается освобождая для работы новые зерна. Или - притир свободным абразивом. При этом инструмент может иметь форму кольца (торец трубы) или грибка (выпуклый точеный под заданный радиус диск).

lx75
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 25 ноя 2017, 18:51

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение lx75 » 08 апр 2018, 11:52

Согласен, специальный алмазный инструмент и шлифовальник из металла в виде гриба работают лучше, но это профессиональные технологии и они мне недоступны. Уже после первого сеанса шлифовки сочетанным способом свободным и связанным абразивом, круг 165 мм. на1/2 диаметра принял сферическую форму и работает 75% площади (свободный карбид кремния "правит" круг), но спорить с Вами не могу т.к. технология не проверена.

lx75
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 25 ноя 2017, 18:51

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение lx75 » 08 апр 2018, 13:18

Перешел на обработку только кругом большего диаметра, т.к. стрелка кривизны приближается к расчетной, цель получить форму поверхности более близкую к сфере, а не "яму" определенной глубины. После двух сеансов шлифовки, вся рабочая поверхность абразивного круга получила сферическую поверхность.

lx75
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 25 ноя 2017, 18:51

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение lx75 » 09 апр 2018, 22:03

Сегодня закончил обдирку. Стрелка кривизны 2,98 мм. Технология грубой шлифовки свободным абразивом и карбид кремниевым кругом работает производительней, чем алмазной чашкой по бетону и свободный абразив. Всего на работу ушло около 25-ти часов и 200 гр. карбида кремния 100, снято по расчетам 86 куб. см. кварца, если бы начал работу сразу абразивными кругами времени потратил меньше. На очереди изготовление шлифовальника, планирую изготовить несколько меньшего размера (260мм.) для обработки по методу "инструмент сверху".

Аватара пользователя
Ernest
Основатель
Сообщения: 13280
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 10:55
Контактная информация:

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение Ernest » 10 апр 2018, 07:49

Обдирка - самая грязная часть работы. Поздравляю с ее окончанием.
Ждем подробного рассказа об отливке шлифовальника.

lx75
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 25 ноя 2017, 18:51

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение lx75 » 13 апр 2018, 20:31

За четыре вечера изготовил шлифовальник. Основа которая была отлита из гипса, высохла. На поверхности заготовки, предварительно смазанной маслом и покрытой тонкой полиэтиленовой пленкой выгнал пузырьки, вылил подложку из эпоксидной смолы. Затем приклеил её на гипсовое основание. которое так же покрыл эпоксидкой, после полимеризации смолы на поверхность с радиусом наклеил квадратики из стекла. В изготовлении шлифовальника ключевые слова-ЭПОКСИДНАЯ СМОЛА! :D
Вложения
IMG_1042.JPG
IMG_1042.JPG (69.8 КБ) 3292 просмотра

lx75
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 25 ноя 2017, 18:51

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение lx75 » 14 апр 2018, 16:30

Заточил поводок под шар, изготовил планшайбу и приступил к шлифовке. Процесс успокаивающий, укороченный штрих и немного смещенный от центра, на время притирки шлифовальника.
Вложения
DSC03875.JPG
Начало шлифовки
DSC03875.JPG (118.25 КБ) 3223 просмотра

lx75
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 25 ноя 2017, 18:51

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение lx75 » 15 апр 2018, 19:42

За выходные было три сеанса шлифовки 3+3+4часа, два абразивом100 и один 240. Чувствуется, что заготовка приобретает форму близкую к сфере, к концу второго шлифовальник "плавал" по поверхности и верхняя кромка фаски стала "острая" без завалов. На шлифовку ушло 3 столовые ложки 100-го и одна 240-го, абразив добавляю кистью каждые 3-4 минуты и немного воды.

skyworker
Сообщения: 288
Зарегистрирован: 01 дек 2010, 17:20

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение skyworker » 16 апр 2018, 13:51

Нанесите на зеркало простым карандашом крест линий от края до края и всухую осторожно повозите по шлифовальнику. Увидите какие зоны пришлифованы, а какие нет.

lx75
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 25 ноя 2017, 18:51

Re: Хроника изготовления 10" оптики

Сообщение lx75 » 16 апр 2018, 18:43

После очередного сеанса обязательно попробую. Спасибо!
Сегодня продолжаю шлифовку, абразив 320 (М40) и изготовил подложку для полировочной маски.

Ответить