Добро пожаловать на наш астрономический форум!
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил
Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил
Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры
Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Модератор: Ernest
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Насколько я помню для 10" достаточно трех точек снизу и...не заморачиваться с боковой разгрузкой. Так в СкайВочере сделано, показывает великолепно. Эрнест, емнип, говорил о том же.
Александр.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Да, спасибо, насчет 3х точек я в ЧАВО прочитал. Не заморачиваться значит фикс. опоры? Три?
По поводу крымского доба Эрнеста, чисто любопытно как система юстировки устроена.
По поводу крымского доба Эрнеста, чисто любопытно как система юстировки устроена.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
И еще вопрос. Кто как выкручивается в путешествиях со стулом? Из гостиницы переть как то не камильфо, в присядку наблюдать тоже.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Я наблюдаю стоя.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Эрнест, повторю вопрос, из вашей теме на старлабе не понял, как у вас осуществляется юстировка главного зеркала в 14” крымском телескопе? Там вроде вижу два болта-“толкая”. И наверно два тянущих? С пружинами?
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
В 10" Крымском Добе была использована оригинальная схема юстировки оправы главного зеркала.
Две пары юстировочных винты располагались диаметрально под углом 90 градусов друг к другу. На одном диаметре - пара толкающих винтов, на другом - пара шпилек с притягивающими гайками-барашками.
В итоге я обошелся (1) без каких-либо упругих элементов; (2) юстировка велась в двух взаимно перпендикулярных направлениях (а не под 120 градусов как обычно); (3) всего понадобилось 4 юстировочных винта (вместо 3-х традиционных пар).
Для изменения наклона вдоль "барашковой" оси, я немного ослабляю "барашек" на одной шпильке и подкручиваю на другой - оправа при этом качается опираясь на пару "толкачей". Для изменения наклона оправы вдоль оси "толкачей" - выкручиваю толкающий винт и вкручиваю диаметральный ему - оправа в ото время висит на паре шпилек (точнее на гайках-"барашках"). Роль упругого элемента играет сама оправа.
Примерно так-же, насколько я помню, устроена и система юстировки 14" Добсона.
Две пары юстировочных винты располагались диаметрально под углом 90 градусов друг к другу. На одном диаметре - пара толкающих винтов, на другом - пара шпилек с притягивающими гайками-барашками.
В итоге я обошелся (1) без каких-либо упругих элементов; (2) юстировка велась в двух взаимно перпендикулярных направлениях (а не под 120 градусов как обычно); (3) всего понадобилось 4 юстировочных винта (вместо 3-х традиционных пар).
Для изменения наклона вдоль "барашковой" оси, я немного ослабляю "барашек" на одной шпильке и подкручиваю на другой - оправа при этом качается опираясь на пару "толкачей". Для изменения наклона оправы вдоль оси "толкачей" - выкручиваю толкающий винт и вкручиваю диаметральный ему - оправа в ото время висит на паре шпилек (точнее на гайках-"барашках"). Роль упругого элемента играет сама оправа.
Примерно так-же, насколько я помню, устроена и система юстировки 14" Добсона.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Эрнест, а что удерживает подвижную часть оправы с зеркалом от смещения вниз (поперек трубы) в горизонтальном положении? Винты по идее должны сгибаться чуток. И в резьбе не абсолютно плотно сидят
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Шпильки М6 достаточно жесткие, да и консольность невелика.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Склеил модель в масштабе 1:5
Напомню требования к телескопу. В разобранном виде должен помещаться в чемодан 44х64х25см. Включая трубки. Ориентирован на планетные наблюдения. Фокусер 69г. Окуляры тоже легкие. Скай-вотчеровский искатель 218г.
Предполагается, что зеркало будет 10” F7. Но возможно позже переиграю все на F6.
Общий вид в вертикальном положении. Положение подшипника высоты относительно короба главного зеркала пока "от балды". Точно можно будет определить только после сбора трубы. Предварительные прикидки, показали что все в порядке, "лыжи" подшипника такого радиуса можно будет закрепить на коробе главного зеркала.
Напомню требования к телескопу. В разобранном виде должен помещаться в чемодан 44х64х25см. Включая трубки. Ориентирован на планетные наблюдения. Фокусер 69г. Окуляры тоже легкие. Скай-вотчеровский искатель 218г.
Предполагается, что зеркало будет 10” F7. Но возможно позже переиграю все на F6.
Общий вид в вертикальном положении. Положение подшипника высоты относительно короба главного зеркала пока "от балды". Точно можно будет определить только после сбора трубы. Предварительные прикидки, показали что все в порядке, "лыжи" подшипника такого радиуса можно будет закрепить на коробе главного зеркала.
- Вложения
-
- General1_vert.JPG (69.38 КБ) 13157 просмотров
-
- General2_vert.JPG (64.39 КБ) 13157 просмотров
-
- General3_vert.JPG (67.55 КБ) 13157 просмотров
Последний раз редактировалось Diff 19 фев 2015, 11:35, всего редактировалось 3 раза.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
В горизонтальном положении.
- Вложения
-
- General1_hor.JPG (62.89 КБ) 13157 просмотров
-
- General2_hor.JPG (80.94 КБ) 13157 просмотров
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Теперь по порядку,
верхняя часть: Внутренний диаметр 280мм, внешний 340мм, Кольца из фанеры 10 или 8 мм. Боковинки, из фанеры 4мм. В точке крепления фокусера потолще. Размер вдоль оси телескопа 130мм.
верхняя часть: Внутренний диаметр 280мм, внешний 340мм, Кольца из фанеры 10 или 8 мм. Боковинки, из фанеры 4мм. В точке крепления фокусера потолще. Размер вдоль оси телескопа 130мм.
- Вложения
-
- верхняя часть (барабан)
- S_cage.JPG (60.89 КБ) 13157 просмотров
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Короб главного зеркала. Размер 400х400х200
На расстоянии 130мм от верхнего торца, помещена перегородка, к которой с низу крепится оправа главного зеркала. Боковые отверстия расположены таким образом, чтобы во время транспортировки в чемодане, через них можно было пропустить пучек трубок фермы.
На расстоянии 130мм от верхнего торца, помещена перегородка, к которой с низу крепится оправа главного зеркала. Боковые отверстия расположены таким образом, чтобы во время транспортировки в чемодане, через них можно было пропустить пучек трубок фермы.
- Вложения
-
- Вид сверху
- P_box1.JPG (58.38 КБ) 13157 просмотров
-
- Вид с боку на нижнюю часть. Тут будет оправа главного зеркала.
- P_box2.JPG (52.2 КБ) 13157 просмотров
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Подшипник высоты. В боковинах и днище короба будут отверстия для облегчения. «Лыжи» подшипника, боковины и днище короба будут из фанеры 15мм. Передняя перегородка потоньше 6-8 мм. Поперечный размер 400х435мм, По высоте не больше 220мм. Радиус подшипника 335мм. Расстояние между тефлоновыми опорами 270мм.
- Вложения
-
- вид сзади
- Rocker_1.JPG (54.74 КБ) 13157 просмотров
-
- вид спереди
- Rocker_2.JPG (54.32 КБ) 13157 просмотров
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Теперь самое интересное: сборка для транспортировки в чемодане (главное зеркало едет отдельно в ручной клади, скорее всего, вместе с оправой).
Верхняя часть вкладывается в короб главного зеркала. В таком положении через короб можно продеть трубки фермы. Но пока этого не делаем. В действительности, в собранном положении, с верху короба будет выступать крепеж фермы, как у короба, так и у верхнего барабана. Поэтому… см. следующий пост
Верхняя часть вкладывается в короб главного зеркала. В таком положении через короб можно продеть трубки фермы. Но пока этого не делаем. В действительности, в собранном положении, с верху короба будет выступать крепеж фермы, как у короба, так и у верхнего барабана. Поэтому… см. следующий пост
- Вложения
-
- assembling_1.JPG (58.84 КБ) 13157 просмотров
-
- assembling_2.JPG (59.14 КБ) 13157 просмотров
-
- view_through.JPG (45.61 КБ) 13157 просмотров
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Поэтому, собранную конструкцию переворачиваем вверх ногами, и вкладываем в короб подшипника высоты. Крепеж фермы уходит в пазы в нижнем основании короба подшипника высоты.
Теперь, через боковые отверстия можно пропустить трубки. (для модельки, я использовал трубки для сока, с учетом масштаба, они несколько толще чем предполагаемый алюминиевый профиль 15мм), поэтому трубок там меньше, в реальности их должно быть 16 штук.
Теперь, через боковые отверстия можно пропустить трубки. (для модельки, я использовал трубки для сока, с учетом масштаба, они несколько толще чем предполагаемый алюминиевый профиль 15мм), поэтому трубок там меньше, в реальности их должно быть 16 штук.
- Вложения
-
- assembling_3.JPG (59.12 КБ) 13157 просмотров
-
- view_through2.JPG (44.61 КБ) 13157 просмотров
-
- assembling_4.jpg (25.72 КБ) 13157 просмотров
Последний раз редактировалось Diff 16 фев 2015, 13:14, всего редактировалось 1 раз.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
«Лыжи» тоже продеваются в отверстия, по другую сторону от перегородки, и все пакуется в чемодан. Я не учел толщину картона, поэтому моделька получилась на пару мм шире чем должна быть, и «чемодан» расперло.
Еще нужно упаковать нижнее основание, его пока не продумал. Кроме того, не продумана система штанг между «лыжами».
Собственно и с самой концепцией еще не определился. Пролет фермы получается примерно 1400мм. При основании 400мм. Не уверен, в ее стабильности. Хотя если пересчитать вариант на 10” F6, то все будет несколько короче. В запасе еще вариант типа Крымского телескопа Эрнеста.
Еще нужно упаковать нижнее основание, его пока не продумал. Кроме того, не продумана система штанг между «лыжами».
Собственно и с самой концепцией еще не определился. Пролет фермы получается примерно 1400мм. При основании 400мм. Не уверен, в ее стабильности. Хотя если пересчитать вариант на 10” F6, то все будет несколько короче. В запасе еще вариант типа Крымского телескопа Эрнеста.
- Вложения
-
- assembling_5.jpg (36.1 КБ) 13157 просмотров
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Вам бы теперь вес прикинуть. Если не уложитесь в 23 кг, то смысл затеи (самолет) теряется.
Практика показывает что из фанеры сильно легкого ничего не получается.
Сейчас правда есть варианты сверх-легкой фанеры. (http://www.fanera.azko.ru/2010-03-06-13-38-47" onclick="window.open(this.href);return false;)
Я наткнулся на нее когда делал себе мини-доб 150 мм (http://www.astronomy.ru/forum/index.php ... 592.0.html" onclick="window.open(this.href);return false;).
Но 15 мм использовал обычную, поэтому добик 6" вышел под 10 кг.
Практика показывает что из фанеры сильно легкого ничего не получается.
Сейчас правда есть варианты сверх-легкой фанеры. (http://www.fanera.azko.ru/2010-03-06-13-38-47" onclick="window.open(this.href);return false;)
Я наткнулся на нее когда делал себе мини-доб 150 мм (http://www.astronomy.ru/forum/index.php ... 592.0.html" onclick="window.open(this.href);return false;).
Но 15 мм использовал обычную, поэтому добик 6" вышел под 10 кг.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Не уверен, но думаю что между плотностью и жесткостью фанеры есть зависимость и не в пользу последней.
Александр.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
вес разумеется уже прикидывал, в 15 кг укладываюсьstarvik писал(а):Вам бы теперь вес прикинуть.
да нет. вот например 12" - 17.6kgstarvik писал(а): Практика показывает что из фанеры сильно легкого ничего не получается.
http://user.xmission.com/~alanne/DS3/DS3Main.html" onclick="window.open(this.href);return false;
смотря как строить. сильно легкого и не надо, надо просто легкое
меня больше вибрации трубок фермы беспокоят
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Видел в ролике какого-то импортноно любителя резинки наброшенные на фермы. Толи чтобы чехол не провисал, толи как раз от вибраций.
Александр.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Да, часто видел как тросики или резинки натягивают для защиты от провисания чехла.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
а никто запенивать строительной пеной трубки не пробовал? Она вообще высохнет внутри трубки?AnDom писал(а):...
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Симпатично получилось.Diff писал(а):Склеил модель в масштабе 1:5
Что-то меня смущает эти F7. К чему эти нестандартные числа? Больно уж длинная дура получается. Если уж вы предполагаете заказ и хотите "длинномер" - заказывайте F6 - большого проигрыша экранировании не будет, а длина сократится существенно. Но и с F5 экранирование будет еще терпимым.Предполагается, что зеркало будет 10” F7. Но возможно позже переиграю все на F6.
И укладка верхнего барабана в нижний выглядит страшновато. Ради этого приходится раздувать нижний короб до 400х400 при всего-то 254 мм зеркальце. А ведь еще куда-то надо засунуть основание... места-то для него в вашем чемодане не осталось.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Спасибо. C F7 получилось так, в какой то момент я положил глаз на зеркала:Ernest писал(а):Симпатично получилось. Что-то меня смущает эти F7. И укладка верхнего барабана в нижний выглядит страшновато. Ради этого приходится раздувать нижний короб до 400х400 при всего-то 254 мм зеркальце. А ведь еще куда-то надо засунуть основание...
http://www.opticwavelabs.com/parabolic.php" onclick="window.open(this.href);return false;
Там F7 зеркала можно купить дешевле (они позиционируются как планетные). Но почитав ветки на astronomy.ru по поводу методов контроля качества зеркал, забеспокоился и решил купить на discovery optics там вроде они интерферометром контролируют.
http://www.discoverytelescope.com/optics.html" onclick="window.open(this.href);return false;
Если конечно цены не их сайте реальные. Так что, в итоге, думаю, будет F6.
Верхний барабан и высокий нижний короб это, до некоторой степени, тоже следствие F7. Короб и барабан уменьшают длину трубок фермы на 20 см. Иначе трубки бы в чемодан не поместились. А размер короба обусловлен желанием максимально увеличить основание фермы.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Ну вот, так выглядит F6
- Вложения
-
- F6_00001.jpg (58.41 КБ) 13012 просмотров
-
- F6_00002.jpg (77.01 КБ) 13012 просмотров
-
- F6_00003.jpg (65.83 КБ) 13012 просмотров