Добро пожаловать на наш астрономический форум!
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил
Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил
Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры
Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Модератор: Ernest
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Вид на юстировочные болты. Пружина стянута болтом M8 между двумя дюралевыми пластинами (толщина 6 мм, просто потому, что у меня был такой лист дюраля). Сбоку виден упорный винт фиксатор M6.
Последний раз редактировалось Diff 31 авг 2018, 10:54, всего редактировалось 1 раз.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Вид снизу на «оправу» главного зеркала (15 мм фанера). Утопленные юстировочные болты под шестигранник, и выступающие стопорные винты (в будущем сделаю барашки). Для «оправы» придется добавить ребра жесткости, так как при изменении угла высоты коллимация «уходит».
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Крепежный болт главного зеркала с пружинной шайбой.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Подшипник высоты с боковыми ограничителями (пара скольжения: 3 мм тефлон - алюминий). «Лыжи» (фанера 15 мм) крепятся к коробу тремя штифтами и двумя притягивающими болтами.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Вид на лыжу снизу. В места соединения с коробом, прокладка из фанеры 4 мм. Геометрия «лыжи» дополнительно фиксируется П-образным профилем (15х15х1.5мм), что похоже излишне.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Основание рокера и сам рокер (азимутальный подшипник, пара скольжения: 3 мм тефлон - алюминий). Почти все из 15 мм фанеры. Только «передняя» перегородка рокера (здесь она не видна) из 9 мм фанеры.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Ну и наспех сделанный ящик с выдвижной крышкой для перевозки главного зеркала в ручной клади (4 мм фанера). Отверстие для болта крепления главного зеркала. Использую нейлоновую шпильку с гайкой которые пришли с зеркалом.
Последний раз редактировалось Diff 31 авг 2018, 11:07, всего редактировалось 1 раз.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
В планах: Крышка на главное зеркало!!! После наблюдений натягивал пластиковый пакет с ручками и даже уронил на него шестигранник (пакет справился ).
Облегчение рокера, покраска, чехол, вентиляторы.
Модификация азимутального подшипника. Сейчас по какой то причине, тефлон похоже плохо прилегает к алюминиевой поверхности, и даже слегка царапает ее (острым боковым ребром). Видимо надо делать свободно-наклоняемые площадки для тефлоновых подушек (15мм фанерные пластинки на металлическом шарике?)
А вообще, усилие смещения слишком велико (из за больших радиусов подшипников высоты и азимутального, плата за устойчивость). Буду менять два (из четырех) тефлоновых подшипника высоты на ролики. И все три для азимутального. Трение в азимутальном будет создаваться тефлоновой подушкой с регулируемым прижимом. В этом случае, даже в околозенитной области можно настроить нормальный баланс моментов в азимутальном и высотном направлениях.
Время сборки: Из чемодана до готовности заняло 4 часа. Как упаковывается смотри в этой ветке выше. В этой поездке брали большую машину, так что труба влезала без разборки. А вообще, перевозка планировалась в виде собранного рокера с коробом главного зеркала и вложенным туда барабаном диагонального зеркала (пока невозможно в виду отсутствия крышки главного зеркала), и пучка собранных трубок фермы. В этом случае сборка (установка трубок и закручивание 16 болтов) занимает 15 мин (засекал).
Облегчение рокера, покраска, чехол, вентиляторы.
Модификация азимутального подшипника. Сейчас по какой то причине, тефлон похоже плохо прилегает к алюминиевой поверхности, и даже слегка царапает ее (острым боковым ребром). Видимо надо делать свободно-наклоняемые площадки для тефлоновых подушек (15мм фанерные пластинки на металлическом шарике?)
А вообще, усилие смещения слишком велико (из за больших радиусов подшипников высоты и азимутального, плата за устойчивость). Буду менять два (из четырех) тефлоновых подшипника высоты на ролики. И все три для азимутального. Трение в азимутальном будет создаваться тефлоновой подушкой с регулируемым прижимом. В этом случае, даже в околозенитной области можно настроить нормальный баланс моментов в азимутальном и высотном направлениях.
Время сборки: Из чемодана до готовности заняло 4 часа. Как упаковывается смотри в этой ветке выше. В этой поездке брали большую машину, так что труба влезала без разборки. А вообще, перевозка планировалась в виде собранного рокера с коробом главного зеркала и вложенным туда барабаном диагонального зеркала (пока невозможно в виду отсутствия крышки главного зеркала), и пучка собранных трубок фермы. В этом случае сборка (установка трубок и закручивание 16 болтов) занимает 15 мин (засекал).
Последний раз редактировалось Diff 31 авг 2018, 11:14, всего редактировалось 1 раз.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
А базовые параметры этого чуда каковы? Апертура, фокусное, экранирование, внутренний и наружный диаметры, длина трубы, высота окуляра от уровня земли, габариты и т.п.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Зеркало 10 дюймов F6, диагоналка 46.5 мм (экранирование 18%).
Внутренний диаметр барабана диагонального зеркала 280мм, внешний - 340мм, высота - 130мм. Ширина рокера 437мм. Размеры короба главного зеркала 400х400х200мм. Зеркальная поверхность главного зеркала находится на одном уровне с поперечной перегородкой в 130мм от верхней поверхности короба главного зеркала.
Радиус подшипника высоты 335мм. Расстояние между опорами 280мм.
Радиус азимутального подшипника - 190мм.
Расстояние от земли до окуляра при направлении в зенит примерно 1.5 м. Все укладывается в чемодан с внутренними размерами 440х630х230мм.
Внутренний диаметр барабана диагонального зеркала 280мм, внешний - 340мм, высота - 130мм. Ширина рокера 437мм. Размеры короба главного зеркала 400х400х200мм. Зеркальная поверхность главного зеркала находится на одном уровне с поперечной перегородкой в 130мм от верхней поверхности короба главного зеркала.
Радиус подшипника высоты 335мм. Расстояние между опорами 280мм.
Радиус азимутального подшипника - 190мм.
Расстояние от земли до окуляра при направлении в зенит примерно 1.5 м. Все укладывается в чемодан с внутренними размерами 440х630х230мм.
Последний раз редактировалось Diff 31 авг 2018, 11:24, всего редактировалось 1 раз.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Здорово!
Поздравляю с завершением!
Юстировка хорошо держится при перекладке трубы?
При перевозке у погранцов и служб безопасности были вопросы? )
Поздравляю с завершением!
Юстировка хорошо держится при перекладке трубы?
При перевозке у погранцов и служб безопасности были вопросы? )
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Зеркало, похоже тонкое - около 25 мм. Уже требуется разгрузка. Что-то не увидел на фотографиях как она осуществляется в вашем телескопе.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Eugenio, спасибо! По поводу самого телескопа в багаже ни у кого вопросов не было. Или вы о наших (российских) погранцах? Так я в Хельсинки живу, так что эту часть миную. Впрочем, скоро наверное поеду в Россию, к родителям жены под темное небо, вот там и посмотрим. А на контроле безопасности в аэропорту, зеркало в ручной клади каждый раз вызывало интерес. Ящик оказался хорош тем, что легко открыть и показать. Юстировка уходит. Проблема ожидаемая, так как не успел приделать ребра жесткости к "оправе" зеркала. Фанера толщиной всего 15 мм, зеркало в разрезе трапецивидной формы, основание маленькое, а расстояние между юстировочными винтами наоборот большое, и выворачивающий момент большой. Приклею ребра жесткости и посмотрим.
Ernest, зеркало так называемое "коническое" conic mirror (на самом деле трапеция)http://www.rfroyce.com/Conical%20Mirror%20Specs.htm. Толщина по центру ~46 мм.
Ernest, зеркало так называемое "коническое" conic mirror (на самом деле трапеция)http://www.rfroyce.com/Conical%20Mirror%20Specs.htm. Толщина по центру ~46 мм.
Последний раз редактировалось Diff 31 авг 2018, 11:24, всего редактировалось 2 раза.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Да какой угодно формы - оно же не может висеть в воздухе как гроб Магомета? Какие-то опоры снизу, сбоку, по центру у него должны же быть.
что-то я без чертежа даже и не понимаю о чем это
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Что то недопонимаю ваш вопрос. По ссылке показано как его предлагается крепить производителем: http://www.rfroyce.com/conical/mount%20CFB.htm
Ну у меня также. Просто ставится основанием на плоскую фанерную пластину с дыркой в центре. Через эту дырку слегка притягивается подпружиненым болтом. Ну, как то оно садится там на три точки, поскольку зеркало по центру толстое, и само основание короткое, то проблем с разгрузкой нет. Я постарался зашкурить пластину таким образом, чтобы в центре было чуть поглубже, т.е. чтобы те три точки на которые зеркало сядет пришлись на край основания.
Ну у меня также. Просто ставится основанием на плоскую фанерную пластину с дыркой в центре. Через эту дырку слегка притягивается подпружиненым болтом. Ну, как то оно садится там на три точки, поскольку зеркало по центру толстое, и само основание короткое, то проблем с разгрузкой нет. Я постарался зашкурить пластину таким образом, чтобы в центре было чуть поглубже, т.е. чтобы те три точки на которые зеркало сядет пришлись на край основания.
- Вложения
-
- Mirror_instalation_plate.png (92.97 КБ) 10774 просмотра
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Теперь понятно.Diff писал(а): ↑28 авг 2018, 11:47Что то недопонимаю ваш вопрос. По ссылке показано как его предлагается крепить производителем: http://www.rfroyce.com/conical/mount%20CFB.htm
Ну у меня также.
Это же Добсон? Зачем лишнее ребро поперечное наклону? Пары ребер вдоль (поближе к болту) будет достаточно. Только что-то я думаю тут не фанера основания гнется, а пружина, которая под центральной гайкой малость поддается, ну и окружность контакта стекла и фанеры (контактная деформация). Там ведь много не надо. То есть надо по жестче пружину (тарельчатая шайба) и усилить жесткость контакта тыльной стороны зеркала и фанерного основания (ну хоть, алюминиевым листом, полосой).Подумываю о таком варианте усиления.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
По жостче пружину нельзя. Ройс (производитель зеркала) говорит что пережимать нельзя. Попробую чуть больше подзатянуть ту что есть.
По поводу контактной деформации тоже думал. У меня идея была пропитать фанеру в том месте эпоксидкой и отшлифовать. И да, пожалуй нижнее ребро жесткости не нужно, спасибо за совет.
По поводу контактной деформации тоже думал. У меня идея была пропитать фанеру в том месте эпоксидкой и отшлифовать. И да, пожалуй нижнее ребро жесткости не нужно, спасибо за совет.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
С прошлой поездки на Канары удалось сделать лишь небольшие улучшения.
Во первых покраска морилкой и лаком снаружи и черной краской внутри.
Для подшипника высоты, две из 4 тефлоновых опор заменил на ролики (куплены на алиэкспрессе). Таким образом снизил момент трения для оси высоты, который до этого сильно превосходил момент для азимута для средних углов наблюдений. Модификацие в целом доволен. Хотя при сильном ветре, момента трения не хватает и телескоп смещается при порывах. Может когда-нибудь сделаю регулируемый фрикцион. С другой стороны, наблюдения при сильном ветре в любом случае мука.
Во первых покраска морилкой и лаком снаружи и черной краской внутри.
Для подшипника высоты, две из 4 тефлоновых опор заменил на ролики (куплены на алиэкспрессе). Таким образом снизил момент трения для оси высоты, который до этого сильно превосходил момент для азимута для средних углов наблюдений. Модификацие в целом доволен. Хотя при сильном ветре, момента трения не хватает и телескоп смещается при порывах. Может когда-нибудь сделаю регулируемый фрикцион. С другой стороны, наблюдения при сильном ветре в любом случае мука.
Последний раз редактировалось Diff 13 сен 2019, 18:34, всего редактировалось 1 раз.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Для азимутального подшипника, заменил фиксированные тефлоновые накладки на плавающие. Старые накладки похоже плохо прилегали к алюминиевой поверхности. Субъективно, смещение стало более плавное. Модификацией доволен. Но рассматриваю систему регулируемого трения в азимутальном подшипника для наблюдения в околозенитной области.
Выемки под шарики сделал следующим образом: Просверлил отверстия (не сквозные) меньшего чем шарик диаметра, раззенковал их так, чтобы шарик погружался на нужную глубину. Залил отверстия эпоксидкой, сверху постелил пищевую пленку и аккуратно вдавил шарик. После засыхания эпоксидки пленка легко удаляется. Остается выемка по форме шарика.
Выемки под шарики сделал следующим образом: Просверлил отверстия (не сквозные) меньшего чем шарик диаметра, раззенковал их так, чтобы шарик погружался на нужную глубину. Залил отверстия эпоксидкой, сверху постелил пищевую пленку и аккуратно вдавил шарик. После засыхания эпоксидки пленка легко удаляется. Остается выемка по форме шарика.
Последний раз редактировалось Diff 13 сен 2019, 18:26, всего редактировалось 1 раз.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Реализовал усиление крепления главного зеркала ребрами жесткости, а так же пропиткой фанеры эпоксидкой в месте опоры зеркала. Юстировка перестала уходить при изменении угла высоты. Жаль не выяснил, какая мера привела к положительному результату. Модификацией доволен.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Сделал накладную диафрагму чуть выше главного зеркала. 0.5 мм картон с одной стороны пропитал эпоксидкой, с другой покрасил краской из балончика. Для фиксации ее в отверстии короба, на двухсторонний скотч прилепил кусочки изоляционной пенки (туристкий коврик). На Канарах все было ОК, но как поведет себя при сырости и холоде не уверен. К тому же, ветер пару раз срывал ее, надо сделать более дельное крепление.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Слегка облегчил верхний барабан. Сточил верхнее фанерное кольцо до 6 мм толщины, сделал более изящное крепление растяжек. Со стороны противоположной фокусеру, сделал светозащитный экран. Опять 0.5 мм картон с одной стороны пропитанный эпоксидкой с другой стороны покрашенный из балончика. Облегчением доволен. Как поведет себя картон в нашем климате - посмотрим.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Из таким же способом обработанного картона сделал убираемую диафрагму фокусера для «планетных» увеличений, соответствует 7мм окуляру X-cel. Особого эффекта не заметил. Но еще поэкспериментирую.
Re: Планирую разборный доб для поездок (самолет)
Ну и наконец, крышку на главное зеркало. 1мм картон, с одной стороны пропитан эпоксидкой. Той же эпоксидкой приклеена боковая полоса. На стыке сделал «плинтус» из смеси эпоксидки с опилками. Приклеил кусочки туристической пенки, для фиксации на зеркале. На Канарах все было ОК, но по приезде, при пешей прогулке домой в сырую холодную погоду, картон выгнуло горбом. То ли не защищенный картон впитал влагу и деформировался, толи среагировал на холод, из за разного КТР картона и эпоксидки. Попробую пропитать и внутреннюю сторону крышки.