Добро пожаловать на наш астрономический форум!
Надеемся, что здесь вы сможете получить толковые ответы на свои вопросы по любительской астрономии основанные на опыте и знаниях, а не на догадках, мифах и чтении Интернета по диагонали.
Если вы решили присоединиться к нам - придерживайтесь и Вы в своих ответах этих правил

Зоны особого внимания: ЧАВО (FAQ), Обзоры оборудования и Окуляры

Идеи по улучшению EQ5

Обсуждение всего что сделано своими руками, модернизация оборудования, телескопостроение и т.д.

Модератор: Ernest

Ответить
Feksaliy
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 14 мар 2024, 23:08

Идеи по улучшению EQ5

Сообщение Feksaliy » 27 сен 2024, 22:07

У монтировки EQ5 куча детских болезней. Чаще всего жалуются на тугое, неравномерное вращение полярной оси и её люфт. На моей монтировке это происходит из-за того, что вал оси опирается на корпус оси опосредованно - через червячный цилиндр + пластиковые кольцевые прокладки сверху и снизу цилиндра. Хотя в средней части вала установлен довольно приличный радиальный подшипник, вал на него не опирается. Потому что приподнят над внутренним кольцом подшипника теми самыми кольцевыми прокладками. Этот подшипник только центрирует вал.

Со стороны нижней круглой гайки вал оси опирается на узкий (5мм) поясок корпуса. Этим же пояском вал центрируется. В узле "вал-поясок" люфт очень небольшой, но он есть. По мере износа люфт увеличивается. Под нижнюю гайку китайцы ставят нечто похожее на упорный подшипник. Кольца этого подшипника - это плоские штамповки из тонкого металла. На них нет дорожек качения, поэтому этот подшипник не центрирует вал и не держит радиальную нагрузку от слова "совсем".

Таким образом, в сопряжениях "вал оси-корпус оси" есть только трение скольжения. Это при том, что в оси имеется два(!) шарикоподшипника. Чем сильнее затягивается нижняя гайка (чтобы убрать люфт оси) тем сильнее трение на кольцевых прокладках. Отсюда тугой ход полярной оси.

Идея была в том, чтобы заменить трение скольжения на трение качения. Как мне показалось, самые простой выход - во первых, сделать так, чтобы вал опирался на корпус не через цилиндр и кольцевые прокладки, а через радиальный подшипник. Во-вторых, заменить китайский недоделанный упорный подшипник на настоящий.

Радиальные подшипники плохо сопротивляются осевой нагрузке. Но в нашем случае подшипник довольно мощный, нагрузка небольшая, и скорость вращения низкая. Думаю, что в таких условиях радиальный подшипник может поработать как "упорно-радиальный".
Я собрал ось без кольцевых прокладок. Без них вал опустился и упёрся в внутреннее кольцо подшипника. Между червячным цилиндром и корпусом образовался зазор 0,5мм. Толщина одной кольцевой прокладки 0,6мм. Дальше понятно - я вырезал и поставил кольцевую прокладку тольщиной 0,2мм между валом и внутренним кольцом радиального подшипника. Вал приподнялся на 0,2 мм, а зазор между корпусом и цилиндром увеличивается до 0,5+0,2=0,7мм. Возвратил на место только НИЖНЮЮ кольцевую прокладку цилиндра 0,6мм.
Что получилось: 1) вал опирается только на внутреннее кольцо радиального подшипника, 2) червячный цилиндр опирается через прокладку на корпус оси только собственным весом, 3)вместо верхней прокладки остаётся зазор 0,1мм на свободное вращение червячного цилиндра, 4)сам цилиндр остался на прежней высоте относительно червяка.

Feksaliy
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 14 мар 2024, 23:08

Re: Идеи по улучшению EQ5

Сообщение Feksaliy » 27 сен 2024, 22:11

Теперь про нижний подшипник. Почему штатный упорный подшипник фуфло, написано выше.
Для чего менять китайское недоразумение на настоящий упорный подшипник? Мысли были такие. В кольцах настоящего подшипника вышлифованы дорожки качения. Поэтому при осевой нагрузке на подшипник(т.е. при затягивании нижней прижимной гайки) кольца не будут радиально смещаться относительно друг друга. Следовательно, если одно кольцо центрировано по корпусу, а второе - по валу, то вал не будет иметь радиального люфта относительно корпуса. Т.е. при относительно небольшой нагрузке (а она такая и есть) настоящий упорный подшипник будет работать как радиально-упорный.

Что я сделал. Купил упорный подшипник 8107\51107. Его размеры 52мм - внешний диаметр, 35мм и 37мм - внутренние диаметры колец, 12мм - общая высота.
Внешний диаметр колец (52мм) точно такой же, как у китайца. Диаметр вала полярной оси - 34мм (резьба М34х1). Поэтому первое кольцо подшипника 52 на 35мм легко, но без люфта устанавливается в штатную проточку корпуса. Т.е. кольцо центрируется относительно КОРПУСА. При этом, кольцо не касается вала (разница в диаметрах 1мм - 34 и 35).
Второе кольцо подшипника необходимо радиально фиксировать относительно ВАЛА. Старая гайка для этого не годится. Второе кольцо подшипника имеет диаметры 52 и 37мм. Его внутренний диаметр больше, чем диаметр вала не на 1, а на 3мм. Этих 3мм достаточно, чтобы изготовить новую прижимную гайку с буртиком который и будет центрировать кольцо относительно вала. Новую гайку заказал токарю. Высота гайки и резьба как у старой, но диаметр новый - 52мм, + центровочный буртик высотой 2мм.

Поскольку новый подшипник выше(толще) китайского на 4,5мм, пришлось дополнительно расточить внутренний диаметр часовой шкалы оси до 52мм (было 51) и углубить проточку на 4,5мм. В сборе новая гайка стала ближе к наруже на 4,5 мм, поэтому её фиксирующие винты стали недоступны через штатное отверстие. Пришлось сделать надфилем в корпусе вала два диаметральных пропила для доступа к фиксирующим винтам новой гайки.

На фото: верхний ряд - заводской комплект, нижний - моя переделка. Второе фото - центрирующий буртик на новой гайке и проточенная часовая шкала. Третье фото - первое кольцо на своём месте. Четвёртое - всё в сборе, в левом верхнем углу на корпусе виден один пропил (второй пропил - снизу). Пардон, что детали подшипника в смазке - пришлось разобрать готовое, чтобы сфоткать. Сепаратор - в Литоле24, буртик гайки и внешний диаметр первого кольца - в LiquiMoly Motorbike Kettenspray Grand Prix Grun.
Вложения
IMG_20240922_221854-.jpg
IMG_20240922_221928-.jpg
IMG_20240922_222124-.jpg
IMG_20240922_222505-.jpg

Александр Краснодар
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 09 мар 2014, 10:10

Re: Идеи по улучшению EQ5

Сообщение Александр Краснодар » 31 дек 2024, 08:37

Решилась проблема с люфтами в задней опоре после переделок?

Feksaliy
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 14 мар 2024, 23:08

Re: Идеи по улучшению EQ5

Сообщение Feksaliy » 14 янв 2025, 23:08

Да, конечно. Для этого и переделывал.

Ответить